Ви є тут

Социологическое исследование культурной деятельности в регионе : На материалах работы учреждений культуры Тюменской области

Автор: 
Медведев Вячеслав Федорович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000319341
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Г лава 1. Теоретические и методологические основы изучения
культурной деятельности 11
1.1. Понятие культуры и культурная деятельность: проблемы теоретической идентификации 11
1.2. Особенности развития социокультурного процесса в современном российском обществе 43
Глава 2. Социальные аспекты культурной деятельности в Тюменском регионе 72
2.1. Социокультурная ситуация в Тюменском регионе 72
2.2. Современные тенденции развития культурной деятельности в
Тюменском регионе 114
Заключение 149
Список использованной литературы 158
3
Введение
Актуальность исследования. Социальные преобразования, предпринимаемые в российском обществе, оказывают непосредственное влияние на социокультурную ситуацию как в стране в целом, так и на состояние культурной жизни в отдельных ее регионах. В данной социальной сфере происходящая реформация социальной жизни проявилась прежде всего в разрушении господствовавшего ранее социалистического общественно - политического социокультурного уклада и хаотично произошедшей в короткое время смене соответствующих ценностных ориентаций в области воспроизводства и потребления произведений культуры. Нередко получается так, что активно востребованные ранее культурные ценности ныне становятся неактуальными, вытесняются на периферию культурной жизни. В настоящее время из культурного наследия и современного культурного контекста исчезают целые пласты литературы, искусства, науки, образования, социальных стереотипов и общественных структур, которые не вписываются в современную социально -политическую парадигму. Можно утверждать, что широкомасштабная перемена ценностных установок оказала самое существенное влияние на социальную жизнь в Российской Федерации. Социологи отмечают, что деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру хотя и привели к большей свободе творчества, но привели к снижению контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции.
Дестабилизация ценностной стороны в культуре существенно изменила социокультурные процессы в целом. Становятся иными теоретико-методологические, содержательные и организационные подходы к осуществлению культурно-досуговой деятельности на всех уровнях: от
15
над человеком часто господствует то, что рождено им самим” (102, с. 14).
К исторически сложившимся определениям культуры, характерными для социологического ее понимания, исследователи относят, например, такие: культура - это:
а) “прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта” (У.Бекет);
б) “наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности (Ь.Малиновский);
в) “язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи” (А.Радклиф - Браун) (см. там же).
Современные западные социологи понимают культуру примерно в том же контекстуальном содержании. Например, Н.Смелзер, известный американский социолог, соавтор Т.Парсонса, полагвег, что культура “символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой - либо группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы” (118, с.41). Надо сказать, что в западной социологии нет какого - то заметного стремления к поиску единого или обощающего определения культуры. Весьма вероятно, что это, в том числе, следствие и того обстоятельства, что феномен культуры настолько многосторонен, что пытаться зафиксировать его в каком - то конкретном определении теоретически невозможно.
В российской литературе термин “культура” появился в XIX веке, в знаменитых словарно - энциклопедических изданиях В.Даля (1865 г.) и Ф.А.Брэкгауза и И.А.Ефрона (1890 г.). О значении этого термина в девятнадцатом веке мы можем судить по определению, которое дают в своей энциклопедии Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон: “Во - первых, под культурой подразумевается известная степень образованности ..., В том же
16
смысле употребляются выражения, такие, как культурный человек, культурные привычки и др. Другое, более широкое употребление слова придает культуре значение быта вообще или внутреннего состояния... Если говорить о культуре в более узком смысле, то под словом культура подразумевается обычно культура духовная” (62, с.6).
Анализ отечественной культурологической традиции показывает, что долгое время культура рассматривалась как некая совокупность духовных и материальных ценностей, созданных и используемых человеком. Важным этапом в научном развитии понимания этого феномена явилось системное представление о культуре, которое в отечественной литературе было сформировано М.С.Каганом в середине семидесятых годов (см.: 46). Названный автор исходил из представления о культуре как впебиологически выработанном способе деятельности, присущем лишь человеку и предложил выделить в ней две грани - технико-технологическую и предметно-продуктивную, а также три уровня - материальную, духовную и художественную культуру. В свою очередь в материальной культуре выделяется две области, включающие результаты практически преобразовательной и практически - коммуникативной деятельности людей. Духовная культура, в отличие от материальной, в которую входят продукты лишь двух названных видов человеческой деятельности, включает в себя продукты познавательной и ценностно-ориентационной деятельности. Художественная культура в соответствии с предложенной исследовательской логикой выделяется на том основании, что искусство обладает уникальной культурогенной способностью образовывать вокруг себя относительно автономную сферу всех специально на него ориентированных видов человеческой деятельности (преобразовательной, познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной).
Позже Э.С.Маркарян формулирует определение культуры, в котором последняя рассматривается как способ деятельности социального субъекта,