Ви є тут

Общее (среднее) образование как процесс социокультурного воспроизводства

Автор: 
Смирнова Надежда Владимировна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2001
Артикул:
269766
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
Необходимым условием функционирования общества является процесс социокультурной трансляции совокупного социального опыта от поколения к поколению. Помимо его спонтанной передачи и усвоения общество выработало институциализированные способы социокультурного воспроизводства. В их числе образование занимает особое место. Оно является целенаправленным и контролируемым процессом воспроизводства в индивиде социально значимых качеств и стереотипов поведения, обеспечивающих воспроизводство системы социокультурных отношений на групповом и со-циетальном уровнях.
Эта функция наиболее выражена на уровне общего (среднего) образования как самого массового и наиболее значимого в процессе социализации. Именно в школе учащийся впервые выступает самостоятельным агентом социокультурных отношений; получает социально значимый формальный статус по итогам его учебной деятельности, а также неформальный — как результат его вхождения в целостную систему отношений со сверстниками и педагогами; приобретает социокультурный опыт, качественно отличный от опыта, приобретенного в семье или системе дошкольного образования. Первый опыт такого включения в систему социокультурных отношений во многом определяет специфику дальнейшего взаимодействия индивида с обществом.
Особая роль принадлежит образованию в периоды качественных перемен общественной системы. Как социальный институт, воспроизводящий человека и обладающий относительной самостоятельностью, оно может выступать ресурсом общественного развития. В то же время программы поведения и ценностные системы, воспроизводимые образованием в человеке, в
з
действующих и взаимообогащающих друг друга индивидов создает социальный опыт как результат практической и духовно-познавательной деятельности «многих миллиардов прошедших, настоящих и будущих людей» 25. Объективно складывающийся опыт формирует надперсональные детерминанты человеческого мышления — мир материальной и духовной культуры. Процесс такого формирования историчен; «люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления»^0. Образование — одна из форм и процесс усвоения и обогащения этого опыта, складывающаяся на определенном этапе исторического процесса. Она реализуется как на индивидуальном уровне (в предметно-практической и познавательно-духовной деятельности обучающегося индивида), так и на социальном уровне в форме специально организованного процесса обучения и воспитания, отражающего особенности исторически сложившихся способов общественно-человеческой жизнедеятельности.
В процессе образования на основе освоения опыта коллективной деятельности происходит переход объективированного идеального в индивидуальное мышление. Каков механизм этого перехода, как культурные смыслы воплощаются в «субъективной реальности» — эта проблема, поставлена Э. В. Ильенковым. В ходе последующей дискуссии с Д. И. Дубровским, относящего культурные смыслы исключительно к индивидуальному мышлению2', утвердилась следующая позиция, принятая большинством отечественных исследователей этой проблемы: освоение символического пространства культуры — это единственный социальный канал предметно-практического и коммуникативного «вхождения» индивидуального сознания в сферу родового опыта.
25 Энгельс Ф Анти-Дюринг. Переворот в науке, совершенный господином Евгением Дюрингом Н Маркс К., Энгельс О. Соч. — 2-е изд. — Т. 20. — С. 87.
"г Маркс К., Энгельс о. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 3. - С. 25.
' См.: Ильенков Э. В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991; Дубровский Д. И. Проблема идеального. — М : Мысль. 1983.
34
Таким образом, в рамках данного подхода образование выступает как социально организованный процесс присвоения индивидом родового опыта в ходе предметно-практической и коммуникативно-символической деятельности, формой реализации которой выступают процессы опредмечивания и распредмечивания опыта, а исторически конкретный формы деятельности определяют сущностные характеристики образовательного процесса.
Традиции деятельностного подхода к пониманию сущности образования реализованы А. Н. Леонтьевым в общепсихологической теории деятельности, С. Л. Рубинштейном в теории личностно-деятельностного опосредования, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, А. К. Марковой, И. И. Ильясовым и др. — в теории учебной деятельности.
Отметим также идеациальный подход к пониманию сущности образования, который связан с признанием существования доопытного мира сущностей и смыслов. Образование в этом случае — процесс выхода человека «за свои пределы», обнаружение и воплощение человеком своей подлинной сущности, лежащей вне мира материальной предметности и обыденной рациональности.
На основе персоналистской традиции идеациальный подход к пониманию сущности образования развивает Н. А. Бердяев. Образование удерживает и воссоздает образ мира и подлинное призвание человека в нем26. Подлинное образование предполагает духовное возвышение человека, укрепление его нравственной самодисциплины: оно преобразовывает иерархию смыслов, ценностей, установок, мотивов личности, выстраивает соотношение рассудочного, рационально-интеллектуального, чувственного и деятельностного пластов сознания человека. Образование есть процесс восхождения человека к своему очеловеченному, «божественному» образуй
В рамках классического православия идеациальность образования обосновывает И. А. Ильин: отождествляя образование и воспитание, он
23 Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества — М.: Правда, 1989. — С. 307.
2;! Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М.: Наука, 1990. — С. 151.
35