Ви є тут

Социокоммуникативные процессы в экономической сфере современного российского общества: социологический анализ

Автор: 
Дозорова Алина Ахмедовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271081
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
социокоммуникативных процессов в экономической сфере 13
1.1.Основные теоретические подходы к анализу социокоммуникатив-
иых процессов................................................14
1.2.Полифункциональность социальных коммуникаций и их специфика в экономической сфере 32
Глава 2. Развитие социальных коммуникаций в условиях структурных преобразований в экономической сфере................................50
2.1.Социальные коммуникации как способ координации экономической деятельности............................................51
2.2.Социокоммуникативные аспекты деятельности и взаимодействия новых хозяйствующих субъектов................................69
Глава 3. Формирование новых коммуникативных технологий в экономической сфере...........................................................88
3.1.Социальное партнерство как средство согласования интересов экономических субъектов......................................90
3.2.Противоречия и перспективы социотехнической реализации коммуникативной модели экономики...............................104
Заключение.........................................................127
Библиографический список использованной литературы.................134
Приложение 1...................................................... 151
Приложение 2.......................................................156
3
Введение
Актуальность темы исследования. Исследовательский интерес к социальным коммуникациям обусловливается тем, что им отводится важная роль в интеграции общества, в обеспечении целостности и устойчивости функционирования всей общественной системы.
Современный период развития российского общества характеризуется качественными изменениями во всех сферах общественной жизни, ростом дезинтеграционных по содержанию и стихийных по форме процессов «изоляции», результатом которых являются увеличение социальной нестабильности и напряжённости, разрыв хозяйственных связей, поляризация и столкновение интересов различных социально-политических сил, конфликтности. Поэтому существенной для настоящего времени становится проблема выявления способов достижения смыслового согласия в социуме, анализа механизмов эффективного социального диалога, основу которого составляет социокоммуникация как атрибутивная характеристика социальной системы любого уровня.
Социальные коммуникации пронизывают все сферы жизни общества, в том числе и экономическую сферу, обеспечивая обмен информацией, опытом, идеями, оценками, значениями, смыслами, ценностями между важнейшими экономическими институтами, государством и хозяйствующими субъектами, социальными группами и индивидами, занятыми в сфере экономики, находящимися как на одном иерархическом уровне, так и на разных уровнях управленческой иерархии.
Социологический анализ социальных коммуникаций в сфере экономики обращён к специфическим надиндивидуальным или межиндивидуальным проявлениям: общению, взаимодействию, общей включённости субъекта в социальную ткань, социальным отношениям. Социокоммуникативные процессы, протекающие в экономической сфере, рассматриваются как совокупность взаимодействий хозяйствующих субъектов с целью передачи информации, как сеть межчеловеческих, межсубъектных отношений. По мнению П.Штомпки, любую общественную подсистему поддерживают индивиды, она проецирует собственную структуру на их связи, отсюда - трансформация
16
Определим вначале понятийно-терминологический инструментарий исследования. Под концептуальной конструкцией социальных коммуникаций будем понимать единство: коммуникационных процессов (процессы, характеризующие информационный обмен и инструментальность социальных связей); коммуникативные системы (системы, организующие коммуникационные процессы на основе определённой структуры); коммуникативные (социальные) отношения, определяемые коммуникативными процессами и коммуникативными системами.
Понятия «социальное» и «коммуникация» исторически, по своему происхождению (этимологически), связаны с взаимовыгодным сотрудничеством в процессе совместной жизни людей.
Латинское слово sociare означает «соединять», «объединять», «действовать сообща». Английское слово society и французское society означает общество, товарищество. Более значимо то, что производное от sociare-sociabilis (лат.) и sociable (англ и франц.) означает общительный, уживчивый, миролюбивый. Таким образом, социальное - это, в первую очередь, созданное совместно с другими людьми и для людей бытие.
К аналогичному результату приводит и анализ происхождения слова “коммуникация”. Оно происходит от латинского communicare - сообщать, иметь что-то общее. Производное от него communitas означает “общительность, обходительность, ласковое обращение”.
Во все времена коммуникация лежала в основе социального бытия, бы-
I о
ла объектом изучения древних философов: Платона , Аристотеля и других. Огромный вклад в развитие представлений о понятии коммуникации внесли представители французского Просвещения, особенно Гельвеций К. и Гольбах П.. Они считали, что главная роль в согласовании интересов индивидов, вступающих в коммуникативное взаимодействие, принадлежит разуму.
См.: Платой. Избранные диалоги. М., 1965. С.249.
17
Взаимосвязь проблемы общения с вопросом о модели человеческого сообщества, выраженная в теории общественного договора, отражена в трудах Ж.-Ж.Руссо. Его трактат «Общественный договор», опубликованный в 1782 году, является одной из первых работ, посвященных сущности и условиям общественного согласия.
Проблемы согласованности интересов социальных групп были центральными в публикациях и практической деятельности Ш.Фурье, А. Сен-Симона, Р.Оуэна.
Необходимо отметить, что для данных авторов характерно рассмотрение коммуникации не как объекта социологии (хотя можно указать на очевидные попытки связать коммуникативные взаимодействия с процессом кон-ституироваиия сообщества людей, с другими социальными явлениями), а как психологического феномена, как результата симпатий и антипатий, родства характеров, интересов, взглядов, ценностей.
В двадцатом веке определение понятия «коммуникация» приобретает иное звучание: в противовес теории общественного договора появляется теория коммуникации. Представители последней утверждают, что общественный договор в своей основе - контракт, сделка, участники которой ограничены взаимными обязательствами, они воспринимают друг друга формально, безлично, лишь в свете этих обязательств. Отсюда следует, договор - это связь, основанная на разобщенности людей. Коммуникация же интерпретируется ими как сознательно устанавливаемая взаимосвязь, противоположная договору.
Общая теория коммуникации развивалась в связи с появлением кибернетики. В работах Н.Виннера19, А.Колмогорова дана количественная интерпретация информации как уменьшаемой, снижаемой неопределенности (энтропии) в результате получения сообщения, раскрыты универсальные закономерности управления и организации любых систем в процессе обмена ин-
19 Винер И. Кибернетика или управление и связь в животном и человеке. - М., 1983.