Ви є тут

Конфликтогенные процессы : Влияние трудовых отношений на духовную жизнь России

Автор: 
Бунин Степан Анатольевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271184
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОГЕННЫХ
ПРОЦЕССОВ.........................................13
§ 1. Социокультурные и духовные предпосылки познания
сущности конфликтогенных процессов............13
§ 2. Составляющие и факторы конфликтогенных
процессов в современной России................35
§ 3. Духовно-информационная составляющая
конфликтогенных ситуаций......................60
ГЛАВА 2. КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ФЕНОМЕНЫ В
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОЛЛЕКТИВАХ РОССИИ...............86
§ 1. Современные представления о конфликтах,
конфликтогенности на российских предприятиях..86
§ 2. Безработица на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК): социально-экономические причины и социально-психологические последствия.............98
§ 3. Предприятия министерства путей сообщения (МПС)
России в переходный период: особенности общественною сознания работников.............120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................134
БИБЛИОГРАФИЯ..............................................136
ПРИЛОЖЕНИЕ
144
3
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Переход к новым социально-политическим и экономическим преобразованиям, основанным на принципиально иных, чем при социализме, отношениях собственности, на рыночных взаимодействиях различных субъектов российского общества, не привел к ожидаемым продуктивным результатам.
Скорее, наоборот. Прошедшее десятилетие в большей мере, чем когда-либо раньше, характеризуется кризисными явлениями в экономике, ростом социальной и политической напряженности в обществе, и это происходит тогда, когда “России, как никогда, необходимо общественное согласие ... Диалог, поиск точек соприкосновения и общих позиций, разумные компромиссы должны стать фундаментальной нормой общественной и политической жизни”1. Прошло уже восемь лет со дня публикации Договора об общественном согласии, а последнею нет как нет.
Такое положение дел постоянно инициирует, оказывает стимулирующее воздействие на дальнейшее обострение всех общественных противоречий, сопровождается глубокими социальными конфликтными процессами во всех сферах и отраслях социально-экономического базиса общества,, даже в тех из них, которые в самые переломные времена социальных потрясений оставались, как,, например, железнодорожный транспорт, связь и другие отрасли народного хозяйства, относительно стабильными.
Но, как показывает отечественный и зарубежный опыт, а также результаты научных исследований в условиях широко развернувшегося забастовочного движения трудящихся России, акций протеста обнищавших за последнее десятилетие, ставших малоимущими слоев населения - учителей, медиков и им подобных, а также требований сохранения социальных гарантий, достигнутых при социализме, конфликтогенные тенденции распространились и на такие,
' Договор об общественном согласии// Официальное издание. - М.: Юридическая литература, 1994. с. 24.
17
ремесленными структурами, купеческим сообществом рыцарским или монашеским орденом.
Диаметрально противоположным примитивному коллективизму методом, способом осуществления общественных связей стал индивидуализм. Некоторые современные авторы называют индивидуализм одним из главнейших принципов общественного взаимодействия и нравственности, ставшего своего рода катализатором социально-экономических преобразований, создания условий для творческих устремлений и самоутверждения личности. Это нашло свое выражение в западноевропейском гуманизме, постулатах христиан-протестантов, учении об общественном праве и общественном договоре, идеях раннего либерализма.1
Однако индивидуализм как разветвленная совокупность философских, политических экономических и религиозных доктрин по признанию автономии индивидуазьного человека в социальных действиях и делах вряд ли заслуживает такого панегирика. Ведь исторический индивидуализм был важным элементом в противопоставлении власти государства, в оправдании частной собственности и свободы конъюнктуры. Следовательно, исторически индивидуализм является конфликгогенным процессом, поставившим перед человечеством множество проблем. Как, например, протестантская этика, идеология протестантства как система христианской веры и практики, а шире - идеология индивидуалистического капитализма как социально-экономической структуры. Протестантская этика идеологически выразила сущность индивидуализма по тому, что, влияя на поведение человека, оказала главное воздействие на него после Реформации. Капиталистическое поведение, если можно так сказать, базировалось на индивидуальной погоне за наживой /подчеркнуто - автором/. При этом якобы предполагалось, что капиталисты побуждались чувством моральной ответственности за свои ресурсы, чтобы без конца увеличивать их
Ворожсйкин И.Б., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология// Учебник М., 2000 с 12.
18
тяжким трудом, умерять потребление и экономить средства для дальнейших инвестиций. Все элементы аскетизма были присущи вытекавшему из этого индивидуальному поведению, оно было методично планируемым, самоуправляемым, самоотреченным в отношении потребления и досуга и целеустремленно направленным на достижение конечной цели - экономическое приобретение, приумножение и наращивание этих темпов.
Именно через индивидуализм, освятивший индивидуальное общение с Богом без посредников, произошло, как считали протестантская этика и М. Вебер, преобразование человека из природного состояния этической несогласованности в состояние изящества, доказанное аскетическим, профессионально-техническим поведением. Человеческий характер был, таким образом, изменен в пользу индивидуализма, основавшегося на базе страха перед наказанием божьим, который преодолел природную суть человека и вынудил людей стать безжалостными аскетами, посвятившими себя труду, бережливости и приумножению богатства.
Протестантство, следовательно, снабдило капитализм некоторыми сигнальными связями: сформировало тип характера, идеально подходивший для расширения системы, сделало обязанностью, угодной Богу, погоню за наживой, узаконило разделение труда, превратив профессиональную деятельность специалиста в обязанность, оправдало капиталистическую эксплуатацию и трудовую дисциплину, ибо добросовестный труд стал обязанностью, создало культурный климат, в котором бедность могла рассматриваться как результат индивидуальных моральных недостатков, т.е. безделья и расточительности, и тем освободило систему от ответственности за бедность. Но капитализм не был бы капитализмом, системой эксплуатации человека человеком, если бы не постарался освободиться от религиозного происхождения своего духа и всех тех оков "нравственности", которые были ему присущи. В развитой форме капитализм