Ви є тут

Институт высшего образования в период социальных трансформаций : Региональный аспект

Автор: 
Громова Эльвира Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272391
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................3
Глава I.
Система высшего образования как предмет социологического исследования...................................................... 1 2
1.1. Смысл общественных отношений в сфере высшего образования:
от инструмента социализации к социальному институту................ 12
1.2.0бщество и власть: взаимодействие в рамках трансформируемой
системы.............................................................32
1.3.Изменение социального смысла понятия “высшее образование’’......47
Глава II.
Неоииституционапьные процессы в системе высшего образования.........58
2.1. Правовые рамки системы высшего образования: формальные регулятивы и реальные практики.................................................58
2.2. Высшее образование в России: становление социального института...92
2.3. Проблемы и перспективы реформирования высшего образования.....111
Глава 3.
Роль и значение региона в системе высшего образования..............129
3.1.Регион как субъект социальных отношений в сфере высшего образования:
проблемы и конфликты...............................................129
3.2.Образование как воспроизводство статусной структуры общества в
период социальной трансформации....................................138
Заключение.........................................................145
Литература.........................................................148
Приложения.........................................................159
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Период социальных трансформаций в современной России приводит не только к формированию новых социальных институтов, но и существенному изменению смысла уже имеющихся. К числу таких институтов в первую очередь относится высшее образование. Изменения, происходящие в рамках этого института зачастую выходя за рамки классических положений институциональной теории.
Классическая социология была по преимуществу учением о социальном порядке (О. Конт), достижение которого мыслилось через решение "гоббсовой проблемы” преобразования хаоса "войны всех против всех" в гармонию структурированной социальности. Спор шел, преимущественно об основании социального порядка, а не о самой возможности, которая представлялась самоочевидной. Столь же самоочевидными были и основания процесса воспроизводства социальной структуры, совпадающего с процессом социализации в его просвещенческом варианте. Общество выдвигало достаточно четкие критерии, которым должен соответствовать индивид, чтобы войти в него. Проблема же образования как такового сводилась к оптимизации процесса усвоения социальных и профессиональных характеристик.
Сегодня ситуация меняется радикально. Дестабилизация, распад общественной структуры, неопределенность социальных регулятивов оказываются не одномоментным отклонением от нормы или "скачком" к некой, иной норме, а существеннейшей характеристикой социальной реальности. Неопределенность является здесь не следствием слабости познающего разума, а имманентной чертой социального пространства.
Традиционные модели образования базировались на предельно четких критериях, которые общество предъявляло взрослеющему индивиду, на системе вознаграждений (материальных и статусных), которые оно
С другой стороны, в процессе постоянно усложняющихся отношений, приобретении ими комплексного характера, возникает необходимость контролировать все большее число параметров. В то же время, совершенно очевидным является то, что ни одно, даже самое могучее государство в мире, не в состоянии проконтролировать все параметры социальной системы, состоящей из институтов, находящихся друг с другом в неразрывных связях.
Всякий непосредственно общественный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в управлении, которое устанавливает согласованность между отдельными видами труда и выполняет общие функции, возникающие из движения всего социально-экономического и государственного механизма, в отличие от движения его отдельных частей. Следовательно, социальновластные отношения в высшем образовании должны соответствовать требованиям, присущим любому процессу управления в социальных системах.
Система социальных отношений в высшей школе представляет собой сложную многоструктурную систему, определяемую наличием разнохарактерных процессов, таких как учебного, воспитательного, научного и управленческого. Этим определяется необходимость принятия специфических решений.
Процессы функционирования данной системы могут быть конструированы по различным признакам (целевому, функциональному, информационному) на методологической основе системного анализа. При этом необходимо учитывать все существенные аспекты конструируемой системы при детерминирующей роли главного.
Конструктивный подход к теоретической модели целостной системы высшего образования как социального института требует некоторой ее декомпозиции. Одним из естественных оснований
16
декомпозиции являются элементы организационной структуры, которая представляется в виде иерархии органов управления высшим образованием и элементов внутренней системы вуза.
Практическая модель организационной структуры системы управления высшим образованием оказывается сложнее, однако, мы считаем, что для целей анализа иерархическое представление вполне пригодно. Это обосновывается тем, что управленческие решения, принимаемые на каждом уровне должны зависеть от решений, принятых на верхних уровнях (отношения субординации), а также от других решений на данном уровне (отношения координации, проявляемые в форме согласования, соисполнения, коллегиальной деятельности).
Отношения субординации и координации в административноправовой организации управления высшим образованием непосредственно определяют структуру, функции и параметры системы и включаются в нее в виде целевых функций, ограничений и факторов. Подход к высшему образованию как к иерархической системе в данном аспекте позволяет оценить степень влияния органов управления различных уровней, границы действия решений, временные характеристики управленческих процессов.
Теоретическая модель управления системой высшего образования включает в себя как минимум две параллельные структуры, одна из которых соответствует объекту, другая - процессу управления2.
Структура, соответствующая объекту управления должна учитывать то, что органы управления путем выработки решения, нацеленного на устранение возникшей проблемы, осуществляют организующее воздействие на объект, которое направлено на согласование желаемого и фактического состояния объекта. В сфере управления высшим образованием проблемная ситуация может быть
См. там же.