СОДЕРЖАНИЕ:
Введение............................................................ 3
Глава I. Некоторые вопросы терминологии и характеристика
источников..........................................................22
Глава П. Хроника строительства триумфальных ворот. Основные этапы,
техника и материалы.................................................47
Глава Ш. Становление маршрута торжественного шествия и принципы
расположения триумфальных ворот в пространстве города...............83
Глава IV. Образная структура триумфальных враг петровского времени.
Инвенция и ее воплощение...........................................101
Глава V. Идейно-художественная программа триумфальных ворот второй
четверти XVIII века. Проблемы эволюции...............142
Глава VI. Вопросы иконографии и типологии архитектуры триумфальных
врат петровского времени...........................................175
Глава VII. Триумфальные ворота второй четверти XVIII века. Вариации
формы..............................................................206
Заключение.........................................................240
Библ иография.....................................................24 5
Приложения.........................................................263
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.
БРАН - Библиотека Российской Академии наук
РГАДА - Российский государственный архив древних актов
РГИА - Российский государственный исторический архив
ВВЕДЕНИЕ
31
французском языках. Они содержат сведения не только о поводе и дате проведения торжеств, по и о «донаторе-заказчикс» - Синоде23. Сохранившиеся акварели представляют особую ценность, ибо дают возможность судить о колористической гамме врат.
Триумфальные ворота второй четверти XVIII века освещает не менее широкий спектр графических материалов. Во-первых, до нас дошли отражающие первоначальные замыслы мастеров проектные чертежи (или их авторские копии) московских триумфальных ворот 1727-1728 и 1742 годов, выполненные Т. Усовым и II.М. Еропкиным, И.К. Коробовым, И.Ф. Мичуриным и М.Г. Земцовым24. Триумфальные ворота 1742 года известны также по гравюрам, специально подготовленным и вошедшим в состав коронационного альбома Елизаветы Неровны (1744 г.)25. В отличие от чертежей, на этих гравюрах, фиксирующих с определенной долей условности осуществленный вид триумфальных сооружений, тщательно переданы композиции живописных панно и скульптуры. В собрании Государственного Эрмитажа хранится даже единственный раскрашенный акварелью экземпляр коронационного альбома20.
Основными источниками, позволяющими восстановить облик петербургских триумфальных ворот 1732 года, являются два изображения, подшитые к собранию гравюр «Академш наукъ съ грыдорован... досокъ отпечатанные, которые листы счищены негодные», хранящемуся в библиотеке Российской Академии наук27. На одном листе представлены «Тр1умфатныя Ворота къ щасгливому Ея 1мператорскаго Величества Анны 1оанновны въ Санктъ Петсрбургъ пришеств1ю Генвара 16 дня 1732 года случившемуса на Троицком Площади построенныя», на
другом - «Тр1умфалныя Ворота къ щастливому Ея 1мператорскаго Величества Анны 1оанновны въ Санктъ Петербургъ приществно Генвара дня 1732 года случившемуса на Перспект1внои Дороге построенныя»
32
(Аничковы ворота)28. Особая ценность приведенных гравюр состоит в том, что на них, как и на листах из коронационного альбома Елизаветы Петровны, скрупулезно передана живописно-пластическая система ворот.
Триумфальные ворота 1732 года запечатлены также на рисунках и іравюрах, иллюстрирующих описания северной столицы Богданова-Рубана (1749-1751; 1779 гг.)29. Поскольку в литературе существуют разногласия в атрибуции изображений, специально подчеркнем, что в сочинении А.И. Богданова и издании В.Г. Рубана представлены только Адмиралтейские и Троицкие ворота 1732 года30. От этого времени дошло и несколько эскизов живописных панно триумфальных сооружений. Они были обнаружены исследователями творчества русских мастеров XVIII века - В.Г. Андреевой, Т.В. Ильиной и С.В. Римской-Корсаковой31.
Триумфальные ворота 1742 года, построенные в честь возвращения Елизаветы Петровны после коронации в Санкт-Петербург, известны по двум подносным альбомам, находящимся в Отделении рисунков Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа32. Предназначенные в дар императрице,эти альбомы великолепно оформлены и составлены по единому принципу. Они включают описания триумфальных ворот, их чертежи, а также выполненные зушью, пером и кистью рисунки, воспроизводящие живописную декорацию сооружений. Итак, один из альбомов, в создании которого принимал участие «архитектурии гезель» Гр. Дмитриев, посвящен Аничковым воротам, другой - Новым (или Адмиралтейским). В последнем альбоме фасад ворот вычерчивал лейтенант И.-Г. де Бойсваль, а план и ортогональное изображение с угла - II.-А. Трезини. К тому же в Отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа сохранились проектные наброски к двадцати четырем эмблематическим «картинам» обоих ворот3^. В изданиях
- Київ+380960830922