Ви є тут

Основы, принципы и механизмы межсекторного социального партнерства в России

Автор: 
Якимец Владимир Николаевич
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2002
Артикул:
272802
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Стр.
Введение
Глава I. Предпосылки и концептуальные основы межсекторного
53
социального партнерства
1.1. Правовые основы построения гражданского общества в России и его влияние на изменение функций власти 54
1.2. Гражданское общество: исторический экскурс, признаки, элементы и функции 55
1.3.Институциональное строение некоммерческого сектора в гражданском обществе
64
1.4.1коммерческий сектор в гражданском обществе 67
1.5. Тенденции развития третьего сектора в России 73
1.6.0 соотношении числа коммерческих и некоммерческих организаций 82
1.7. О секторных различиях 84
1.8. Социальное пространство и его поля по П.Бурдье 86
1.9. Межсекторное социальное партнерство как социологическая категория 91
1.10.11ространство МСГ1 и его ноля 94
1.11. Институционализация МСП 112
Выводы по главе 1 113
Глава 2. Межсекторные взаимодействия в условиях переходной экономики России - конструктивное направление развития гражданского общест ва, правового государства и рыночной
114
системы. Зарубежный опыт.
2.1. Особенности становления и развития третьего сектора при переходе от социалистической модели к рыночной 114
2.1.1.1 коммерческий сектор и реформы в России 114
2.1.2. Третий сектор: состояние, проблемы роста и развития, место и роль в 118
общественной жизни России
2
2.2.Основные направления, связанные с исследованием проблем становления и развития ИКС) в России 126
2.3. Зарубежный опыт 130
2.3.1. Некоторые общие сведения о Третьем секторе США * 130
2.3.2. О рыночных и внерыночных функциях 11КО США для страны 135
2.3.3. О взаимодействии НКО и властей на уровне отдельных штатов США 141
2.3.3.1. Создание и регистрация - первый шаг во взаимодействии (на примере штата Иллинойс) 141
2.3.3.2. Порядок регистрации и основные документы 143
2.3.4. О новых подходах в социальном обслуживании населения (федеральный
аспект) 148
2.3.5. Об изучении НКО Большого Сент-Луиса 154
2.3.6.0 системе социальных контрактов 158
2.3.7. О прозрачности бюджета города (на примере г. Карбондейл). Структура доходной и расходной частей бюджета. 163
2.3.8. Перечень особенно интересных фактов. 168
Выводы по главе 2 171
Глава 3. Межсекторное социальное партнерство в России: 17-
федеральный и региональный срезы, правовое поле, механизмы
3.1. Методологические аспекты межсекторного социального партнерства 172
3.1.1.Тред-юнионистский вариант социального партнерства 172
3.1.2. Межсекторное социальное партнерство 175
3.1.3. Некоммерческий сектор России в 2002 году < 176
3.2. МСП на федеральном уровне: состояние и перспективы 178
3.2.1.Нормативное и правовое поле МСП 178
3.2.2.0рганизационные аспекты 186
3.2.3.0рганизационные схемы взаимодействия после Гражданского форума 188
3.2.4.Г1роблсмы и сложности МСП на федеральном уровне 191
3.3.Анализ региональных нормативных актов и механизмов МСП 193
3.3.1.Механизмы взаимодействия НКО и власти: определение и типология 193
3.3.2.Продвижение механизмов в регионах России: нормативные акты и опыт 201
з
»опросы коррупции в процессе выборов. Но наиболее интересными стали результаты, напрямую относящиеся к проблематике межсекторного взаимодействия, а именно те, которые содержали описание возможных путей предотвращения коррупции со стороны гражданских инициатив и власти: открытость власти, общественное участие (например, в бюджетном процессе), общественная экспертиза нормативных актов, подходы к устранению административных барьеров и др. Во второй книге на эту тему56 рассмотрены “законотворческие” аспекты борьбы с коррупцией и при этом приводится анализ действующих актов и законопроектов, а также обсуждается комплекс правовых мер по пресечению коррупции. В последнем по времени сборнике57, выпущенном центром «Стратегия», не только обобщаются результаты многолетней работы по вопросам прозрачности органов власти, но рассматриваются механизмы общественного участия в процессе предупреждения коррупции. Очень показательным оказался список из 42 проектов по предупреждению коррупции, реализованных региональными НКО, а также перечень целого ряда подходов и способов по предупреждению коррупции, разработанных и взятых на вооружение НКО. {В середине 2002 года еще одной некоммерческой организацией - Фондом ИНДЕМ - были опубликованы итоги масштабного исследования проблем коррупции в России58.
11. Теме старшего поколения в России было посвящено исследование, выполненное представителями двух академических институтов и двух некоммерческих организаций5. Проведя анализ деятельности государственных организаций (стационарные, полустационариые и нестационарые), а также сделав экспресс-обзор (в пределах Москвы) деятельности общественных организаций (группы само- и взаимопомощи, группы лоббирования интересов и группы, оказывающие услуги другим организациям), авторы подчеркнули, что степень взаимодействия между ними при решении проблем общей целевой группы скорее неудовлетворительна, чем конструктивна. Очевидно, что НКО России должны более ответственно подходить к вопросам реформирования системы социальной защиты и социального обслуживания пожилых и населения в целом.
56 Коррупция и борьба с ней: роль законодательства, под рсд.М.Б.Горного, СПб: Норма, 2000, 134 стр.
57 Гражданское общество против коррупции в России, пол ред. М.Б. Горного, СПб, Норма, 2002, 373 стр.
5а Диагностика российской коррупции: социологический анализ. Фонд ИНДЕМ, 2002.
59 Здравомыслова О., Качалова Ю., Севортьян А., Шурыгина И. Старшее поколение в современной России: статистика, исследования, общественные организации. М.,АСИ. 1999, 80 стр.
36
12. С 1998 гола стали работать специализированные сетевые листы рассылок. Один из них “Взаимодействие”, поддерживаемый Фондом “Евразия”, транслирует неплохо модерируемую реферативную информацию о результатах работы региональных проектов, финансируемых Фондом напрямую или на паях с местными донорами, а также о различных событиях в стране по теме социального партнерства. Второй - иод условным названием “Межсекторные взаимодействия” был также создан при поддержке Фонда “Евразия”, а впоследствии и Фонда Форда (диссертант участвовал в разворачивании работ по этому лист>' рассылки) - состоит в сборе из регионов и пересылке заинтересованным организациям через сервер Фонда НАН сведений, информации, документов и др., имеющих отношение к моделям социального заказа и гранта. Периодическая рассылка материалов по тематике МСП ведется Агентством социальной информации (АСИ). Кроме этого в России появились и регулярно обновляются Интернет-страницы. содержащие материалы по проблемам межсекторного социального партнерства.
13. За прошедшие годы в России был выполнен ряд исследований взаимодействия НКО и бизнеса, как значимой “пары” в “треугольнике” государство-НКО-бизнес. Это -тема отдельной статьи. В течение 1997-98 гг. Центром “Социально ответственный бизнес” (Москва) проводились исследования положительного опыта социального партнерства коммерческих структур и МКО, результаты которых публиковались периодически в бюллетене60, который с 2000 года стал издаваться как журнал под названием “Бизнес и общество”. В этих изданиях описывались особенности филантропической деятельности отечественных и зарубежных предпринимателей, давались сведения о благотворительных программах крупных коммерческих банков и предприятий, обсуждались проблемы налоговой реформы, уделялось внимание методологическим и терминологическим аспектам. По итогам работы специального семинара была опубликована брошюра о благотворительности российских банков"', в которой обсуждались различные аспекты взаимодействия банков и НКО при решении проблем социальной сферы. Практическую ценность для благотворителей (физических лиц и корпораций), с одной стороны, и благополучателей (граждан и НКО), с другой стороны, имеют результаты исследования, выполненного
60 Социально ответственный бизнес, Информационно-аналитический бюллетень, №1-6, 1997-199Н гг. 11од ред.
А.Вербицкого.
61 Благотворительность как сфера деловой активности банков, Под обшей ред. А.Загрядского, Ассоциация
российских банков и благотворительный фонд “Сопричастность”, М. 1997, 70 стр.
37