СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ......................................12
1.1. Сущность и содержание социальной реабилитации
инвалидов как процесса.......................................12
1.2. Особенности реабилитации инвалидов
в условиях стационарных учреждений.................:.........51
ГЛАВА II СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ
ИНВАЛИДОВ В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ...........................................69
2.1. Региональные проблемы социальной реабилитации инвалидов.69
2.2. Анализ изучения социального самочувствия инвалидов
в стационарных учреждениях Московской области................91
2.3. Технологии социальной реабилитации инвалидов
в стационарных учреждениях Московской области...............106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................ 124
ф СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......................130
Список нормативно-правовых актов............................130
Список научных источников...................................132
Л
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Рост числа инвалидов в российском населении за последние годы -достаточно масштабный и интенсивный процесс. Только официально признано инвалидами свыше 8 миллионов человек. Если учитывать членов их семей, а также принимать во внимание субинвалидные состояния показателей физического и психического здоровья, проблемы инвалидности в настоящее время затрагивают каждого третьего гражданина. Постарение населения с накоплением ряда хронических патологий, сохранение высокого уровня аварийности в транспортной сфере, быту и на производстве, ухудшение здоровья населения, обусловливающее частоту рождения серьезно больных детей - совокупное действие этих факторов определяет устойчивость тенденции нарастания инвалидности.
Социальная специфика инвалидности заключается в правовых, экономических и прочих барьерах, которые не позволяют людям с различными отклонениями здоровья активно включаться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней.
Поэтому перед государством все острее стоит задача формирования такой социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая бы позволила им полноценно функционировать в обществе на равных с другими его членами.
Особое место в решении этой задачи отводится стационарным учреждениям социального обслуживания населения, специфика которых состоит в том, что в них постоянно проживают лица с особой тяжестью состояния здоровья (тяжелыми формами поражения опорно-двигательного аппарата, расстройством психики, ярко выраженной умственной отсталостью и т.д.). Несмотря на расширение области нестационарного обслуживания инвалидов, стационарные учреждений в настоящее время выполняют и, по нашему мнению, еще долго будут выполнять важную функцию социального устройства инвалидов, которые в существующих устройствах не могут существовать самостоятельно.
Помимо объективного фактора, выражающегося в тяжести состояния здоровья лиц, находящихся в домах интернатах, их объединяет другой, не
индивида. Процесс адаптации достигается путем усвоения личностью определенных нормативных структур, символов культуры, чему способствует приобщение индивида к современным знаниям4.
Устойчивость всякой социальной системы, по Парсонсу, зависит от степени интеграции ряда общих ценностных стандартов с интериоризированной структурой потребностей-установок, составляющих структуру личности. Ученый выделял два главных средства, при помощи которых поддерживается социальное равновесие. Первое средство - это социализация, посредством которой новорожденный индивид становится социальной личностью. Второе средство - социальный контроль как способ поддержания порядка среди людей. По Парсонсу, процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредством интериоризации общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими».
Парсонс считал семью основным органом социализации. Мать и отец -главные творцы личности. Ребенок - пустой сосуд, который надо наполнить культурой. Американский социолога объяснял, каким образом семья может готовить ребенка к выходу в свет, как воспитать самостоятельного, уверенного в себе человека в семье, где культивируется связь и зависимость между ее членами. Согласно теории Парсонса, эмоциональная устойчивость, какой семья обеспечивает ребенка в первые годы его жизни, является прочным психическим фундаментом его независимости в будущем. Вседозволенность является на самом деле новой формой подготовки человека к достижению успеха, к умению вести себя в сложном мире, постоять за себя, быстро ориентироваться и принимать решения. Вырастая, ребенок оказывается как бы предоставленным самому себе; ему нужны внутренние ресурсы, чтобы выжить без посторонней помощи. Парсонс
* Парсонс Т. Система координат действия, общая теория систем действия: культура, личность, социальные системы. - М., 1994.
считает, что утрата современной семьей части ее функций - не что иное, как отражение всеобщей тенденции структурной дифференциации общества5.
Т. Парсонсу также принадлежит разработка понятия «социальная роль больного». Рассматривая болезнь как форму социального отклонения, при которой индивид играет специфическую социальную роль, ученый разработал модель этой роли больного. Модель описывается четырьмя характеристиками: больной освобождается от обычных социальных
обязанностей; больной индивид не считается виновным в том, что он болен; поскольку болезнь социально нежелательна - больной стремится скорее выздороветь и он обращается за компетентной профессиональной помощью; ожидается, что в рамках этой социальной роли индивид будет соблюдать предписания компетентного врача. В рамках данной социальной модели Т.Парсонс не рассматривает в качестве болезни такие психофизические состояния, как алкоголизм или беременность, поскольку при этих состояниях человек не освобождается от социальных обязанностей6.
Изменения в общей картине здоровья и болезней, возрастание значимости психосоматического характера заболеваний привели к актуализации того, с чего начинал разрабатывать свою концепцию Т. Парсонс. Проблеме психологических и социальных составляющих болезни были посвящены исследования Дж. Холлидея, который ввел термин «психосоциальное» в медицинскую социологию7. Заболевание он рассматривал как дезинтеграцию пациента от общества.
С образованием «потребительского общества» с конца 60-х годов, особенно с первой половины 70-х годов, в экономически развитых капиталистических странах возникли масштабные программы исследований для выяснения обоснованности связи медицинской эпидемиологической
5 Парсонс Т. Система координат действия, общая теория систем действия: культура, личность, социальные системы. - М., 1994; Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. - М.: Социум, 1999.
6 Социологический словарь / Аберкромби П., Хилл С., Тернер Б./ Пер. с англ. — Казань:КГУ, 1997. — С. 19.
7 Halliaday Y.L. Dangerous ooccupations: psychosomatic illness and morale. - In: Psychosomatic Medicine. 1943? Jv2 5. - P. 71-84.
- Київ+380960830922