Ви є тут

Социокультурные факторы развития предпринимательской деятельности в трансформирующемся российском обществе : На материалах Республики Бурятия

Автор: 
Гельман Вячеслав Александрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275214
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................
ГЛАВА 1.Теоретико-методические основы изучения предпринимательства как общественного явления..............
§ 1 .Современные теоретические подходы к изучению сущностных основ предпринимательства...................................
§2. Социокультурные факторы предпринимательства: понятие и виды........................................................
чУ. ГЛАВА 2. Социокультурные основы формирования предприни-
^ мательской деятельности в современной России и Республике Бурятия ....................................................
§ 1. Политико-экономические предпосылки становления отношения государства к предпринимательству .....................
§2. Особенности общественного восприятия предпринимателей в условиях Республике Бурятия................................
§3. Социальная характеристика современного предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................
БИБЛИОГРАФИЯ.....................................
ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................
3
12
12
45
65
65
93
114
138
143
158
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. Предприниматель - главное действующее лицо в рыночной экономике. Создание социальной группы предпринимателей, собственников, деловых людей - одно из приоритетных направлений современных социально-экономических преобразований в Российской Федерации в целом и в регионах в частности.
Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», принятый Правительством РФ 4 января 1991 года, дал качественно новый толчок развитию нового слоя предпринимателей и созданию благоприятных условий для самого предпринимательства. Референдум 25 апреля 1993 года поддержал курс социально - экономических преобразований в Российской Федерации, дал импульс для развертывания всех форм предпринимательской деятельности.
В таком социально-экономическом контексте существования российского социума заявленная тема становится одной из ключевых проблем, успешное разрешение которых поможет осознать, на какой стадии экономикосоциальной трансформации мы находимся и в каком направлении стоит её развивать. При этом степень успешности понимания проблемы и вариантов её разрешения будет не в последнюю очередь зависеть от произведённой научной рефлексии. Рассмотрение процесса развития отношения к предпринимательству представляет собой расширенный анализ на уровне восприятия его российским обществом. Он позволяет взглянуть «сверху» на весь исследуемый процесс, в целом, а также подробно его рассмотреть отдельные региональные сегменты, специфика которых значительно разнится не только в отношении друг к другу, а иногда не соответствует развитию основной линии процесса. Это требует проведения дополнительных научных изысканий, формирующих глубинный взгляд «снизу» на исследуемый процесс. Произведённая таким образом рефлексия способствует выработке целостного представления о сути разрабатываемого явления, позволяющего с достаточно убедительных научных позиций подходить, прежде всего, к социокультурной плос-
тоинству оценены. Главное значение, таким образом, придается успеху, победе [74.С.4-5]. Основная гипотеза исследователя, впоследствии подтвержденная эмпирическими данными, состояла в том, что предприниматели должны иметь высший коэффициент n Ach, т.е. стремиться быть лично ответственными за решение проблем, постановку целей и достижение их собственными силами. Изучение взаимосвязи между способностью к предпринимательству и высокой «природной» необходимостью достижения цели было продолжено и в 60-70-е годы XX века.
Следующее направление в изучении важнейших психологических характеристик предпринимателя связано с разработанной в этот период в США методикой Дж. Роттера, так называемой шкалой локуса контроля. Согласно этой теории любой индивид существование контроля над значимым для него событием искал либо в экстернальной (внешней) сфере, либо в ин-тернальной (внутренней). В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил, т.е. случая, судьбы, «Божьей воли» и т.д. Во втором случае, он понимает значимые для него события только как результат его собственного поведения. Предпринимателя Дж. Ротгер охарактеризовал как интернала с высокой мотивацией достижения.
Третье направление в психологическом изучении предпринимателей связано с рассмотрением риска. Практически все известные определения предпринимателя включают в себя риск. Причем принятие бремени риска предпринимателем долгое время было предметом изучения экономистов. Одним из основных исследователей этого аспекта был американский экономист Ф. Найт со своей знаменитой работой «Риск, неопределенность и прибыль». Предпринимательская функция, по мнению многих исследователей проблемы, изначально содержала измерение риска и принятие риска.
Таким образом, психологическая интерпретация предпринимателя характеризуется видением предпринимателя в качестве психологического ти-
16
па безотносительно к содержанию выполняемой им экономической функции.
Попытку синтеза названных теорий осуществил Й. Шумпетер в своем изучении предпринимателя, где экономическая функция предпринимателя была тесно связана с особенностями его личности, а именно интеллектуальными и волевыми качествами. Взгляды классика предпринимательства нашли отклик в современных исследованиях, где также подчеркивается неразрывная связь объективной экономической функции и субъективных свойств ее носителя [4.С.13]. Еще одна распространенная модель изучения предпринимателя - теории, детерминирующие склонность к предпринимательству биолого-генетическими и социокультурными факторами. Современные модификации данного подхода берут свое начало от концепции немецкой исторической школы на рубеже Х1Х-ХХ вв., самыми известными представителями которой были М. Вебер, В. Зомбарт. Они существенно обогатили теорию Й. Шумпетера изучением предпринимателя как носителя особого «духа». Предпринимательский дух - это составляющая духа капиталистического. При этом «дух» рассматривается не как философское понятие или психологическая черта, а как экономико-социологическое явление, как органическая совокупность устойчивых психических черт, присущих хозяйствующему субъекту в данном сообществе на определенной стадии его развития. Все проявления интеллекта, все особенности характера, все моральные и ценностные нормы считаются глубоко укорененными в социальных устоях, нравах и традициях определенного народа.
Чрезвычайно важная черта предпринимательского духа заключается в том, что он историчен, т.е. характерен именно для конкретной ступени хозяйственного развития - капитализма.
Сама постановка проблемы культурной обусловленности предпринимательства в мировой истории затрагивает одновременно несколько узловых моментов социокультурной жизни общества.
17