СОДЕРЖАНИЕ
.«
Введение...................................................3
Глава 1 . Теоретико-методологические основы исследования социального
поведения учительства в условиях реформирования российского общества... 15
1.1.Понятие «социальное поведение» в социологической науке....15
1.2.Социальное положение как социально-регулятивный фактор
социального поведения учительства...................................28
Глава 2 . Основные типы социального поведения учительства и способы его регулирования в условиях реформирования российского общества........51
г
2.1.Социальное настроение как детерминант социального поведения учительства 51
2.2.0сновные мотивы и типы социального поведения учительства 64
2.3.Социальный диалог и социальное партнерство как механизмы регулирования социального поведения учителей........................95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................121
БИБЛИОГРАФИЯ.................................................125
Приложения...................................................141
2
■*
Введение
Ашуальность темы исследования. Рыночные преобразования конца 80-
*
х- начала 90-х гг. XX в., следствием которых явились обострение противоречий на всех уровнях социальной структуры, глубокая имущественная дифференциация, смена представлений о «престижных» и «непрестижных» профессиях, поляризация интересов работников и работодателей, не могли не коснуться сферы образования, которая оказалась практически самой незащищенной отраслью. Проблемы образования перестали относиться к общенациональным, резко сократилось финансирование из федерального бюджета.
Кризис в обществе привел к тому, что, несмотря на принятие Закона РФ «Об образовании», Указов Президента РФ, постановлений правительства РФ о повышении статуса учителя, его роли в обществе, работники образования превратились в государственных служащих, влачащих нищенское существование. Государство, требуя от учителей выполнения государственной задачи воспитания и обучения подрастающего поколения, не обеспечивало им необходимого жизненного уровня. Учителя оказались в трудной социальной ситуации: ухудшилось материальное положение, месяцами не выплачивалась мизерная заработная плата, государственные гарантии и льготы не подкреплялись средствами, резко изменилась структура доходов семейного бюджета, профессия учителя стала непривлекательной.
Принятые международным сообществом в 1966 году «Рекомендации о положении учителей», подтвердившие общественную значимость учительского труда и необходимость особой заботы государства и общества, российским правительством игнорировались. Своими непродуманными действиями, проводимой антисоциальной политикой государство само активно конструировало социальную реальность, определяя социальный статус учительства, их социальное поведение и нормативно-ценностные установки.
3
«поведение личности подчинено законам общественности»16, он был солидарен с В.М. Бехтеревым. А вслед за Контом рассматривал общество как сферу солидарности, сплоченности и согласия. В своей теории социального реализма ученый исходил из того, что в основе социальных явлений лежат не психические факторы (влечения, желания, интересы), а социальные как результат объединенных действий нескольких индивидов. По мнению ученого, именно социальные нормы влияют на индивидуальное поведение, а социальное поведение регулируется набором обязательных и привлекательных, должных и желательных правил.
Развитие и деятельность человека как социального существа проходят под воздействием на него социальных норм и предписаний.
Утверждение Дюркгейма, что действия человека должны быть осмысленными, направленными на достижение поставленной и продуманной самим индивидом или группой реальной цели, мы находим и у немецкого социолога Макса Вебера, основоположника теории социального действия. Именно он впервые определил социологию как науку, изучающую поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. В его исследованиях впервые появилось понятие «социальное действие», под которым понималось любое действие, ориентированное на поведение других людей. Действие человека, по Веберу, есть «человеческое поведение, если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл»1'. Действие должно обладать двумя обязательными чертами: осознанной мотивацией и ориентацией на других. Без первой нельзя говорить о нем как о действии, без второй - называть его социальным.
Мы согласны с М. Вебером, что не любое действие и поведение можно назвать социальным. Социальным действием, по мнению М. Вебера, следует называть такое поведение индивида, которое «по своему субъективно
16 Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М.: Наука. 1994.-С.69.
17 Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. /Сост. общ. ред. послесл.ЮЛ.Давыдов. - М.: Прогресс. 1998. -С.602.
18
полагаемому пониманию действующего соотносится с поведением другого. В своей реализации определяется этим его обдуманным отношением и, следовательно, объяснимо из этого (субъективно) полагаемого понимания»18.
Социальным можно начать только то действие, которое понятно другим людям, направленное на ясную цель и использующее средства, соответствующие этим целям; которое по «предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него»19. Ему присущи субъективный смысл и направленность на другого индивида, оно предполагает субъективную мотивацию индивидов или группы и ориентацию на прошлое, настоящее или ожидаемое поведение других.
На поведение человека огромное влияние оказывает его окружение, но реакция индивида на его воздействие последует лишь тогда, если индивид станет частью этого окружения. Ориентация на действия других индивидов -неотъемлемый момент социального действия у Вебера.
Вебер называет поведение социальным только тогда, когда оно рационально, то есть совершается осмысленно и находится в связи с действиями другого лица или лиц, сориентировано на других; когда поведение данного индивида воздействует на иных и, в свою очередь, испытывает на себе влияние поведения других20.
Особенностью теории « идеальных типов социального действия» Вебера состоит в том, что предметом социологии стало только рационально ориентированное действие индивида как причина, влияющая на все прочие социальные явления. Такой подход отличнее от взглядов Г. Лебона21, Г. Тарда22
'* Социальное действие./Ред. Ю.А.Харин. М.: Наука и техника, I980.-C.238.
” Вебер М. Основные социологические понятия^ Западно- европейская социология XIX- начала XX веков. -М., 1996.-С.456-457.
20 Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии// Западно- европейская социология конца XIX-нач.ХХ вв. - М.: 1996.-С.496-497.
21 Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб, 1995.
22 Тард Г. Социальная логика. - СПб, 1996.
- Київ+380960830922