Ви є тут

Архитектурно-планировочные методы реконструкции и модернизации существующего школьного фонда большого города : Исследования и рекомендации на примере города Ухта

Автор: 
Миронюк Александр Васильевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275245
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ ДОКТРИНА СТРОИТЕЛЬСТВА ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ
1.1. Концепция школьного строительства в СССР последней четверти
XX века........................................................12
1.2. Современная доктрина школьного строительства Российской Федерации.......................................................15
1.3. Основные предпосылки учета местного климата при проектировании зданий школ.....................................................28
1.3.1. Влияние специфики Севера на архитектуру школьных зданий 29
1.3.2. Применение атриумных пространств в школьных зданиях.......32
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ...................................................35
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ И ТИПОВ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ Г. УХТА
2.1. Исторические этапы формирования школьных зданий г. Ухта........39
2.2. Современное состояние школьного фонда г. Ухта..................44
2.3. Комплексный анализ типовых школьных зданий г. Ухта.............52
2.3.1. Выявление дефицита рабочей площади и помещений
в существующих школьных зданиях............................52
2.3.2. Анализ состояния учебно-спортивной базы общеобразовательных школ.............................................................62
2.3.3. Функционально-планировочная оценка существующих зданий школ.............................................................65
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ..................................................69
3
ГЛАВА 3. ПРИЕМЫ РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ФОНДА Г. УХТА
3.1. Классификация типов и методов реконструкции и модернизации
школьных зданий..............................................72
3.2. Факторы, определяющие параметры учебных помещений
в общеобразовательной школе..................................78
3.2.1. Влияние конструктивного шага и пролета на формирование параметров функционально-планировочных элементов школьных зданий..................................................... 84
3.3. Сравнительный анализ типовых школьных зданий г. Ухта с современной
моделью общеобразовательной школы............................85
3.4. Предложения по реконструкции типовых школьных зданий........90
3.4.1. Предложения по совершенствованию номенклатуры помещений (программа проектирования) существующих типов школ...........90
3.4.2. Предложения по реконструкции типовых школьных зданий методом пристроек дополнительных блоков......................92
3.4.3. Предложения по реконструкции школьных зданий методом надстройки...................................................96
ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ..............................................98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................104
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................115
обучения целого демографического слоя учащихся не могло не сказаться на функционировании существующей школьной сети, при построении которой закладывались совершенно иные территориально-демографические предпосылки» [56].
В принятых вслед за Основными направлениями реформы постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы», «О улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда» определяются требования к перестройке учебно-воспитательного процесса. Одним из путей совершенствования образования является использование современной вычислительной техники и широкое применение компьютеров в учебном процессе. Трудовое воспитание рассматривается как важнейший фактор формирования личности и средство удовлетворения потребности народного хозяйства в трудовых ресурсах. Увеличение контингента учащихся общеобразовательной школы, усложнение учебно-воспитательных задач, развитие трудового обучения и необходимость охвата всех учащихся разнообразными формами работы во внеучебное время требуют дальнейшего качественного совершенствования материальной базы образования.
Реформа образования начала 90-х гг.
Реформа школы несомненно повлияла на дальнейшую структуру образования. «Так, всеми признавалось и нормативно обосновывалось расслоение существующей школьной системы на собственно общеобразовательные школы, сочетающие выполнение государственного общеобразовательного стандарта и специализированные школы с углубленным изучением какой-либо определенной группы дисциплин» [56]. К ним относятся:
- школы с углубленным изучением иностранных языков (в том числе с захватом неполной средней школы);
- школы историко-филологической ориентации (в том числе гимназии);
- школы физико-математической ориентации;
- школы химико-биологической ориентации.
Вычленение их из общеобразовательных школ в самостоятельную категорию связано, прежде всего, с радиусом обслуживания этих учреждений. Если размещение общеобразовательных школ подчинялось строгим требованиям пешеходной доступности, то доступность школ специализированного назначения нормировалось по времени поездки на транспорте - 25-50 минут в один конец, что «на деле приводило к разрушению принципов построения школьных сетей по территориально-демографической концепции разделения селитьбы на школьные микрорайоны» [56].
Развал СССР в начале 90-х годов, переход России к демократическому обществу явилось очередным этапом, который неизбежно повлиял на систему образования в нашей стране, в том числе и школьного. Шагая в ногу со временем, некоторые общеобразовательные школы перепрофилировались к этому времени в школы-гимназии, школы-лицеи, школы с авторскими программами или школы, сотрудничающие с ВУЗами и т.п. Так, в 1991 г. в Ухте на базе Ухтинского индустриального института (ныне УГТУ) открывается Ухтинский технический лицей (УТЛ), а в 1992 г. общеобразовательная школа №1 преобразуется в гуманитарно-педагогический лицей (ГПЛ), открывается гимназия иностранных языков (ГИЯ).
Социальная функция общества, особо проявившись в результате коренных политических изменений, встала во главу всех градостроительных построений. Многоступенчатая (многоуровневая) система обслуживания,
дифференцируемая по частоте спроса и нормируемая по зонам территориальной доступности претерпевает к этому времени ряд изменений. Вместо четырех упомянутых основных ступеней общеупотребляемыми становятся понятия «первичного (стандартностного)» и «избирательного» уровней. Первый уровень остался действовать в тех же рамках - повседневной степени обслуживания, с ее пешеходной доступностью в пределах 300-500