Ви є тут

Имидж творческой интеллигенции : Проблемы идентификации и самоидентификации

Автор: 
Самсонова Евгения Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275432
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................3-12
ГЛАВА 1. Творческая интеллигенция как социально-культурная группа...................................................13
1.1 Развитие концепта "интеллигенция"................13-25
1.2 Критерии определения творческой интеллигенции как социальной группы..............................................25-37
1.3 Формирование творческой интеллигенции как социальной группы в России.........................................37-61
ГЛАВА 2. Противоречия имиджа творческой
интеллигенции..........................;.................62
2.1 Имидж творческой интеллигенции: мифы и стереотипы 62-73
2.2 Самоидентификация или зеркальный имидж творческой интеллигенции.......................................73-114
2.3 Идентификация и проблемы восприятия творческой интеллигенции......................................114-153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................154-158
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ...........................159-172
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Изучение проблемы социальной структуры общества по справедливости считается ключевым для современной социологии. Особое актуальное теоретическое и практическое звучание оно приобретает в переходные периоды. В современной России очевидны трансформационные процессы социального пространства. Происходят глобальные перемены, затрагивающие не только социальную структуру, но и индивидуальную, групповую социальную идентичность в социальной иерархии, уровне сплоченности и системе ценностей. Трансформация отношений в российском обществе, а так же недостаточность теоретической обоснованности социально-культурной политики по реконструкции России выдвигают на первый план вопрос о роли и статусе социальной группы российской интеллигенции. Косвенным подтверждением актуальности изучения данной группы является тот факт, что сегодня этот вопрос инициирует многолюдные форумы и многочисленные симпозиумы по всем гуманитарным отраслям отечественной науки. Значимость интеллигенции возрастает с необходимостью осмысления процесса модернизации, так как он зачастую принимает стихийные формы.
Интеллигенцию как социальную группу дифференцируют по роду и характеру деятельности. Особенное осмысление и трактовка трансформационных процессов нашего общества принадлежит группе интеллигенции, которую принято называть творческой. Начиная с XIX века, ее социальноинновационная значимость в сфере культурной жизни России состоит в отображении явлений действительности языком художественных образов литературы, музыки, театра и т.д. Таким образом, негласно в науке, СМИ, и речевом обороте россиян к этой группе относятся писатели, музыканты, актеры, художники и прочие представители художественного творчества. Так как художественно-образный язык для большинства людей доступнее рационалистического языка науки, это наводит на размышления о силе влияния деятельности творческой интеллигенции на общественное сознание.
«Наука логики» (1812-1816 гг.), говоря о «чистом знании» Гегель в частности определяет его как «интеллектуальное созерцание». Оно «являет себя как произвольная точка зрения, или даже как одно из эмпирических состояний сознания, относительно которого...один человек находит или может вызвать его в себе, а другой - нет».9 Аналогично у Боэция (см. выше). Однако вместо «божественной интеллигенции» Гегель вводит понятие «дух», «мыслящее существо». В «Философии природы» он пишет: «В теоретическом отношении к природе первой стороной является то, что мы отходим от явлений природы, оставляем их в неприкосновенности и ориентируемся по ним. Мы при этом начинаем с чувственных сведений о природе. <...> Однако, видит, слышит и т.д. дух, мыслящее существо. <...> Лишь представление, интеллект (die Intelligenz) характеризуется этим свободным отношением к вещам".10 У Гегеля здесь буквально: интеллигенция - die Intelligenz. Таким образом, интеллигенция -все видящее, все слышащее, участвующее во всех стадиях познания мыслящее существо, дух. Чувство - первоначальный материал, «который интеллигенция возвышает до представления», превращая его «в нечто почувствованное».11 Представление включает деятельность интеллигенции состоящую «во внимании к многообразному наличному бытию непосредственно данного и в том, чтобы по собственному усмотрению останавливаться на каком-то
_ а •>
содержании или переходить к другому - способность постигать» .
Вильгельм фон Гумбольд в своей работе 1821 года «О задаче историка» утверждает, что «во всем происходящем действует не воспринимаемая непосредственно идея и познана эта идея, может быть только в пределах самих событий. Поэтому историку не следует искать решения всех вопросов только в материальном мире и исключать идею из изображения происходящего».13 Так появляется понятие «идея», проявлением которой по Гумбольдту является искусство, легенды, мнения.
9 Гегель Г.В.Ф. Наука логики.- М., 1999. - 62 С.
13 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. - М., 1975. -15 С.
11 Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т.2. - М., 1971.- С. 182.
12 Там же. - С. 183.
° Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - M.. 1985. - С. 306.
Сочетав гегелевский «дух» и гумбольдтовскую «идею», Франсуа Гизо (1787-1874) вводит более конкретное понятие через определение истории. По Гизо история есть последовательная смена общественных задач, пропитанных какой-либо общей идеей. Эта идея имеет исторический смысл и «годится только для данного общества и данной эпохи». О «силе идей», «силе общественного разума-интеллигенции» ("la force des idees", "de Tin - telligence publique") Гизо много пишет в 1828-29 г.г. в своих лекциях «История цивилизации в Европе» и «История цивилизации во Франции». В них он приходит к выводу, что идея «зачастую не имеет никаких узаконенных средств своего проявления и, тем не менее, оказывает влияние на правительство <...> Общераспространенные идеи обладают принудительной силой. Так осуществляется господство коллективного разума даже над теми правительствами, которые пытаются сопротивляться общему движению мысли». Таким образом, носителем этих идей является сообщество индивидуумов («истина рассеяна в индивидуумах»), а ее проявлениями -общественное мнение и «голос народа». Впрочем, во всем можно обнаружить скрытый разум, руководящий жизнью всей системы. Гизо конечно же имеет в виду не только политические идеи, но и нравственные, религиозные, эстетические, литературные, ибо они также влияют на всю совокупность общественной организации.14 На наш взгляд это важный этап развития концепта, который приобретает более опосредованное значение и обозначает уже явление общественное, но еще не индивидуальное. Интеллигенция - не личностный разум, но коллективный, все то, что позже будет соответствовать не всему обществу, а только ее части, группе. В развитии понятия «интеллигенция» труды классиков немецкой философии сыграли не малую роль, как в Европе, так и в России.
Как ни странно, более абстрактные чем «идея» Г изо рассуждения Г егеля о «духе» и «самопознании духа в истории» находят свое продолжение у К. Маркса. В статье «О сословных комиссиях в Пруссии» (1842) он
14 Реизов Б Г. Французская романтическая историография. - Л.. 1956. - С. 193-197.