3
18
18
36
65
65
92
128
132
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования
социальной мобильности.
1.Теории социальной мобильности в классической социологии.
2.Концептуальные подходы к исследованию социальной мобильности в отечественной социологии второй половины XX века и начала XXI века.
Глава II. Процессы социальной мобильности специалистов системы высшего образования. (На примере республики Бурятия).
1. Состояние и актуальные проблемы современной российской системы высшего образования.
2. Основные показатели процессов социальной мобильности специалистов системы высшего образования. (На примере республики Бурятия).
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Приложения.
/
Введение.
Актуальность темы исследования определяется усилением роли социальной мобильности в современном обществе. Социальная мобильность населения, которая характеризует направления и действующие механизмы изменения социального положения индивидов, наиболее полно отражает состояние социальной структуры общества и его социальную стратификацию.
Данные многочисленных эмпирических исследований и материалы статистики позволяют оценить общую численность лиц, оказавшихся за годы реформ в потоке нисходящей социальной мобильности, в 65-70% всего населения России1. Глубокие перемены, происходящие в современном российском социуме, специфическим образом преломляются в системе высшего образования. Преподаватели высших учебных заведений наряду с другими специалистами, продолжающими работать в государственных или муниципальных учреждениях и выполнять в обществе важные социальные функции, оказались в потоке нисходящей мобильности. Уровень заработной платы в образовании остается одним из самых низких в стране2. Специалисты вузов оказались в группе тех работающих, у которых произошло сокращение реальной заработной платы, но при этом потребность в них и число соответствующих рабочих мест не только не уменьшились, а даже увеличились.
Вместе с тем роль образования в развитии общественного производства и становлении постиндустриальной цивилизации неизмеримо возросла. В постиндустриальном обществе наибольшим спросом пользуется продукция, основанная на информации, на знаниях. Подготовкой специалистов - создателей этих ценностей - занимается высшая школа, и, в частности, преподаватели системы высшего образования. Таким образом,
1 Беляева Л.Л. Социальная стратификация и Средний класс в России. - М., 2001. - С.51
2 Доклад председателя правительства РФ, М.Фрадкова на заседании правительства 9 декабря 2004 г. «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» // Aima Mater (Вестник высшей школы). 2004. №10. - С.28
> На основе проведенного анализа дана крайне неудовлетворительная оценка социально-экономического положения специалистов системы высшего образования по следующим параметрам: 1) уровень оплаты труда; 2) уровень нагрузки на одного преподавателя; 3) количество студентов, приходящихся на одного преподавателя; 4) возможность карьерного роста.
> В результате эмпирического исследования выявлено, что социальная мобильность специалистов высшего образования характеризуется низкой интенсивностью. Потенциал добровольной мобильности (Добровольная мобильность индивида - это мобильность индивида, осуществляемая им по собственному желанию) составляет 23,8%. Потенциал вынужденной мобильности (Вынужденная мобильность индивида - это мобильность индивида, осуществляемая им в силу различных обстоятельств, но не по собственному желанию) равен 7%. Группа наиболее устойчивой занятости всего 12,3%.
> На основе проведенного исследования составлен социальнодемографический портрет специалиста системы высшего образования республики Бурятия. Основными чертами являются: 1) преобладание женщин среди профессорско-преподавательского состава; 2) сравнительно низкая доля работающих по совместительству (11,9%), что в два раза ниже общероссийского показателя); 3) родители большей части преподавателей работали служащими; 4) среднедушевой доход составляет от 2 до 5 тысяч рублей; 5) срок работы в одной должности преимущественно от 2 до 5 лет и от 6 до 10 лет; 6) основная часть специалистов относит себя к группе не выше среднего слоя; 7) в аспирантуре обучалась подавляющая часть специалистов (80,2%). На курсах повышения квалификации за последние 5 лет обучалась половина профессорско-преподавательского состава (50,7%); на стажировках в других странах - всего 4,5%; 8) подавляющая часть (63,9%) специалистов имеют
гуманитарное образование; 9) значительная часть (58,8%) не имеет научного звания.
> Сформулированы рекомендации по оптимизации процессов социальной мобильности специалистов системы высшего образования республики Бурятия. В частности, в рамках внутренней политики вузов рекомендовано: разработать систему оплаты труда специалиста, которая будет учитывать качество и количество исполненной им работы; ограничить срок пребывания на руководящих должностей до определенного периода времени (4-6 лет); организовать конкурсы на замещение руководящих должностей среди преподавателей и доцентов; проводить на регулярной основе специальные мероприятия для специалистов вузов с целью создания дружественных отношений членов коллектива друг с другом.
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечены:
> Теоретической проработкой проблемы, анализом фундаментальных трудов ведущих отечественных социологов по социальной структуре и социальным процессам.
> Применением научно обоснованной методики сбора социологических данных, в частности анкетирования. В качестве выборочного метода использовался метод квотной выборки.
> Корректным применением методов количественной обработки информации.
Практическая значимость работы.
Результаты данного исследования могут быть применены в практике управления социальными процессами в системе высшего образования. Полученные в ходе проведенной исследовательской работы теоретические материалы и эмпирические данные могут быть использованы при разработке рекомендаций, направленных на оптимизацию процессов социальной мобильности в системе высшего образования; при чтении учебных курсов по
- Київ+380960830922