Ви є тут

Социальные изменения института семьи в доиндустриальной России : Историко-социологический анализ

Автор: 
Носкова Антонина Вячеславовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2005
Артикул:
275636
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ИНСТИТУТА
СЕМЬИ В РОССИИ КАК СФЕРА НА УЧНОГО АНАЛИЗА В СОЦИОЛОГИИ 24
1.1. Социальная история семьи как сфера междисциплинарного научного знания. Особенности социологического подхода к исследованию изменении семейных отношений 24
1.2. Категориальный аппарат исследования 40
1.3. Семейные изменения как социальный процесс и
научная категория 63
1.4 Выводы 92
Глава 2. СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ 94
2.1. Влияние государства и церкви на социальный институт семьи после принятия христианства. Первый опыт семейной политики государства 94
2.2. Семья и родство 118
2.3. Семейная политика в феодальной России 125
2.4. Демографическая политика Российского государства 139
2.5. Семья и гражданское общество в России:
история и современность 154
2.6. Выводы 174 Глава 3. ТРАНСФОРМАЦИЯ
СЕМЕЙНОЙ СТРУКТУРЫ В РОССИИ 176
3.1. Основные этапы структурных изменений семьи в России 176
3.2. Влияние различных факторов на сохранение
расширенной структуры семьи в России 227
3.3. Выводы 238
2
Глава 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ТРАНСФОРМАЦИЯ 240
4.1 Брачное поведение русского народа в X - XIX вв. 240
4.2. Особенности репродуктивного поведения русских 289
^.І.Межпоколенньїе отношения в традиционной семье 320
4.4 Выводы 343
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 346
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 358
3
привлекавшая и привлекающая особый интерес западных и отечественных социологов. Сложность, а может быть и невозможность, однозначного решения данной проблемы привели к разбросу мнений о господствовавших в определенные исторические этапы типах семьи, о характере социальных изменений структуры семейной организации и домохозяйства. Взгляды ученых на сущность семейно-родственных трансформаций существенно расходились уже в ХГХ в., они так же неоднозначны и в начале XXI столетия. Рассмотрим основные методологические подходы к семейным изменениям, сложившиеся в обществознании XIX - XX вв.
1. Первый подход к исследованию изменений семейно-родственных отношений отрицает эволюцию семьи и придерживается мнения, что человеческое общество на всех этапах своего развития состояло из семей: моногамная семья существовала и была основной «клеточкой» общества на протяжении всей истории человечества. Так, Б. Малиновский отрицал существование на заре человеческого общества промискуитета и любых форм группового брака. Заостряя внимание на радикальном отличии природной человеческой «социетабельности» от животной стадности, Б. Малиновский сделал вывод, что культура сформировала новый тип человеческих связей - семыо. Семья являлась тем институтом, которому нет аналога у животных.
2. С точки зрения другого (эволюционного) подхода к семейным изменениям считается, что семья эволюционировала, проходя в своем развитии ряд последовательных стадий. Теоретическая база эволюционного подхода основывается на идее о прогрессивном развитии человечества; семья является подсистемой общества, и, следовательно, согласно этому научному направлению, изменение се форм также носит прогрессивный характер. Анализируя первобытное общество, Л. Морган пришел к выводу, что по своей структуре оно было родовым. Родовые объединения, где бы они географически не располагались, оказывались
35
идентичными по структуре и принципам действия. Вместе с тем, они трансформировались от низших форм к высшим, проходя ряд последовательных стадий1. М.М. Ковалевский рассматривал общиннородовой строй в качестве общеисторического явления. Вместе с тем он отмечал широкое распространение общинно-родовых порядков и взглядов в России вплоть до XIX в.2. П. Сорокин, анализируя институт брака, сделал вывод, что в его эволюции наблюдается постепенное накопление нормативных ограничений широкой сексуальной свободы3.
В наше время теория о прогрессивной эволюции семейнородственных отношений модифицировалось в научную парадигму «модернизации» семьи. Ряд современных исследователей семьи (А.Г. Вишневский, С.И. Голод, М.С. Мацковский) оценивают современные изменения института семьи как один из позитивных процессов глобальной модернизации общества. Основываясь на идеологии либерализма, эти ученые рассматривают плюрализацию форм современной семьи, малодетность, свободу разводов и т.д. как благоприятные возможности для свободного выбора и развития личности.
3. Деструктивные тенденции, которые обнаружились в сфере семьи и брака еще в начале XX столетия (нуклеаризация семьи, уменьшение числа детей в семье, рост числа одиночных домохозяйств, увеличение числа разводов, ослабление родительского авторитет^ заставили ученых по-новому взглянуть на характер трансформаций, происходящих в социальном институте семьи. П. Сорокин первым из социологов критически подошел к осмыслению развития института семьи и высказал мысль о его углубляющемся кризисе. Теоретическое направление, которое начал разрабатывать П. Сорокин, сегодня развивается социологической парадигмой институционального кризиса семьи или фамилистической
1 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1980.
2 Ковалевский М.М. Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения. Ч. 1. М., 1879.
Сорокин П. Брак в старину (многоженство и многомужество). Рига, 1913.
36