-2-
ОГЛАВЛЕІІИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ.......................................... З
ГЛАВА І. ИСТОКИ И СТАНОВЛЕНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ............. 20
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА............................... 67
ГЛАВА III. СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
ПРОЦЕССЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ТВОРЧЕСТВА............................. 110
1. Чебоксарское художественное училище.... 110
2. Художественно-графический факультет
ЧГПУ им. И.Я.Яковлева.................. 171
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................... 233
ПРИМЕЧАНИЯ....................................... 241
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА........................... 252
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ.............................. 264
-3-
ВВЕДЕНИЕ
«Образование» как философская категория - достаточно широкое понятие. В общеупотребительном смысле оно означает формирование духовного облика человека, его воспитание и самовоспитание с опорой на социально значимые ценности. Различают образование нравственное, научное, художественное, правовое, экономическое, экологическое и др. Одним из основных способов его получения в настоящее время является обучение в школах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах, техникумах, институтах, университетах, академиях и т.д.
Художественное образование включает в себя подготовку профессиональных творческих кадров, эстетическое воспитание молодежи, культурнопросветительскую работу среди населения и многое другое. Оно объединяет все виды изобразительного искусства, а также музыку, театр, историю, педагогику, литературу. В настоящей работе художественное образование рассматривается как процесс усвоения специальных знаний, умений и навыков в области искусства в определенной системе, результатом которого является подготовка квалифицированных художников и искусствоведов, способных самостоятельно заниматься творчеством и научной деятельностью.
Традиционно под обучением подразумевается взаимодействие педагога и ученика, при этом наставник призван стремиться как можно полнее развивать талант своего воспитанника в соответствии с его способностями. Художественное образование, благодаря своей специфике, как нельзя лучше способствует приобщению людей к ценностям культуры, сохранению их для потомков, обеспечивая тем самым непрерывающуюся связь поколений. С древнейших времен художники воплощали идеалы современной им эпохи в зрительных образах. Для полноценного выражения своих мыслей и воззрений они стремились правдиво отображать реальный мир во всем его многообразии. Формы и методы обучения рисованию вырабатывались и совершенствовались на протяжении столетий. Многие талантливые художники были пре-
-25-
лище. По его инициативе в этом провинциальном городе стали проводить художественные выставки, на которых экспонировались произведения живописцев из разных городов России, а также работы воспитанников учебных заведений Алатыря. В послереволюционные годы изобразительное искусство и выставочное дело получили новый импульс к развитию. В 1918 году
Н.А.Каменьщиков организовал художественную студию, где могли заниматься все желающие. В том же здании размещался небольшой музей, в котором были представлены подлинные произведения С.Д.Эрьзи [51]. Н.А.Каменьщиков внес неоценимый вклад в дело развития художественно-педагогического образования в Чувашии.
В 1920-е годы, когда экономика страны «вставала на ноги», в небольшом уездном городе не только восстанавливалась промышленность и сельское хозяйство, но с успехом возрождались наука и образование. Широкое развитие получило печатное дело, периодические издания пользовались заслуженным авторитетом в республике. В начале 1930-х годов Алатырь стал одним из важнейших культурных центров Чувашской АССР. Работавшие в то время художники: Н.А.Каменьщиков, Ф.С.Быков, В.Д.Воронов, А.М.Тага-ев, создали в городе своеобразную творческую атмосферу.
Задачи по совершенствованию системы просвещения в Чувашии решались на уровне правительства Союза ССР. Отдельные вопросы школьного, политехнического и педагогического образования с 1925 года входили в компетенцию народного комиссариата просвещения (НКП ЧАССР). В 1930-е годы расширяется сеть средних школ, открываются высшие и средние педагогические учебные заведения.
В соответствии с планом культурного строительства на вторую пятилетку (1932-1937), Наркомпросом ЧАССР предусматривалось дальнейшее развитие музыкального, драматического, изобразительного искусств, а также кино и радио. Увеличение числа художественно-зрелищных учреждений вызвало необходимость в организации техникумов искусств для подготовки творческих кадров. В школах намечалось ввести обязательное семилетнее
-26-
образование, а к 1937-1938 учебному году предполагалось полностью перейти на десятилетний курс обучения. Особое внимание уделяли специальной подготовке учащихся техникумов. В программу школ первой и второй ступеней были включены дисциплины художественного цикла. Кроме того, школьников нужно было обеспечить учебниками на русском и чувашском языках. В республике неуклонно возрастала потребность в специалистах-художниках: иллюстраторах книги, педагогах техникумов и школ, творческих работниках, руководителях клубов, домов культуры, декораторах, графиках. В соответствии с тем же планом, 1 января 1934 года намечалось открыть техникум изобразительных искусств [52].
28 июля 1934 года вышло постановление СНК ЧАССР «Об организации гравёрного отделения школы ФЗУ при Алатырской типографии». С 1 января следующею года Наркомпросу ЧАССР предписывалось включить школу в сеть учебных заведений республики и запланировать на ее содержание необходимую сумму, предоставить помещение для занятий, сформировать коллектив педагогов и создать соответствующую материальную базу.
В разработанном Положении было указано, что на изоотделении должна осуществляться подготовка художников-гравёров средней квалификации, владеющих всеми методами полиграфической техники воспроизведения: художников плаката, клише, газетной и журнальной иллюстрации. В качестве ведущих дисциплин были определены: рисунок, композиция, гравёрная практика и основы цветоведения. Наряду с освоением техники гравирования на дереве, линолеуме и технологии графических материалов, студенты должны были изучать все общеобразовательные дисциплины в соответствии с программой средней школы. Устанавливался трехгодичный срок обучения. В документе отмечалось: «Окончившие гравёрное отделение получают звание художника-гравёра плаката, книги, газетно-журнальной иллюстрации и являются среднеквалифицированными кадрами советских художников, идеологически грамотных и преданных пролетарскому государству, способных
- Київ+380960830922