Ви є тут

Декоративное искусство России XX века : К проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды

Автор: 
Крамаренко Людмила Георгиевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2005
Артикул:
276145
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение
Часть I. Работа художников над декоративной формой и предметными изделиями в первой половине XX века.
Глава 1. От станковой живописи - к керамике и фарфору. Приобщение декоративного творчества к народным традициям (кои. XIX - нач. XX века).
Глава 2. Новаторское формотворчество художников авангардных направлений (1910-1920-е годы).
Глава 3. Искусство фарфора и стекла и индивидуальные почерки художников (1918 - 1941 гг.).
Часть 11. Формирование современных принципов декоративного искусства (конец 1950-х- 1960-е годы).
Глава 1. Обновление форм и образов массовых изделий. «Керамический бум».
Глава 2. Взаимосвязь красоты и пользы.
Част ь III. Расцвет отечественного декорат ивного искусства (1970-1990 годы).
Глава 1. Декоративная керамика как пластическое искусство. Глава 2. Пласгически-пространственные принципы современного художественного стекла.
Глава 3. Массовый и уникальный фарфор.
Глава 4. Традиционный гобелен и «новая таписсерия», их роль в организации пространственной среды.
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ.
Декоративное искусство - обширнейшая область творческой деятельности человека. Изделия из керамики, дерева, металла, стекла, текстиля являются древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, они знаменуют поступательное развитие цивилизации и культуры на всех этапах истории. Однако осмысление этой области творчества с теоретических позиций относится к новейшему времени. Осознание, что декоративное искусство есть особая сфера художественной деятельности, развивающаяся по своим законам, обладающая собственными выразительными средствами и оказывающая большое влияние на общественное самосознание, приходит лишь в XX веке.
Художественный мир всех крупнейших эпох Древнего Востока, Античной Греции и Рима, Средневековья и Ренессанса, Классики и Модерна невозможно охарактеризовать без учета стилистики декоративного искусства (до недавнего времени именовавшегося декоративно-прикладным), тем не менее во всемирной истории искусств оно обычно не вычленяется как особая область эстетической деятельности, а рассматривается как вид художественного ремесла и промышленного производства, часть оформления архитектуры либо убранства интерьера. Керамика - как изделия гончаров, деревянные изделия - как работы резчиков, фарфор - как фабричная продукция, текстиль и светильники - как часть интерьера. В принципе эго справедливо: декоративное искусство тесно связано с материальным производством и ремеслом.
Однако трудно согласиться с тем, что культурный уровень эпохи определяют только изобразительные виды искусства и архитектура, а
блюдо, исполнить виньетку для книги и монументальную роспись, вылепить скульптуру и сочинить театральный костюм», - подчеркивал в книге о Врубеле М. Алленов7.
Так постепенно складываются основные принципы авторского декоративного искусства. Среди них отметим: обращение мастеров изобразительного искусства к работе с прикладными материалами, овладение навыками обработки дерева, керамики, текстиля. Их попытки создания предметных форм, оформление бытовых изделий и стремление связать свои творческие проекты с жизненной средой. Наконец, погружение в стихию национального фольклора, опора па народные традиции прикладного искусства и крестьянских ремесел. Названные три главных принципа легли в основу развития декоративного искусства последующего периода.
В 1880-1890-е годы своеобразным культурным центром, очагом национального направления в искусстве становится Абрамцевский кружок. В подмосковной усадьбе Саввы Мамонтова собираются крупнейшие художники того времени, среди них И. Репин, В. Васнецов, В. Поленов, Е. Поленова, В. Серов, К. Коровин, М. Врубель. Здесь, при активной поддержке и участии Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых начинается интересная творческая жизнь: пишутся картины, ставятся оперы, создается коллекция крестьянских изделий, строятся столярная и керамическая мастерские. В Абрамцеве пишет картины И. Репин, строит церковь В. Васнецов, расписывает декорации К. Коровин, поет Ф. Шаляпин, проектирует мебель Е. Поленова, пишут и лепят и расписывают керамику М. Врубель и
В. Серов. Всю их творческую деятельность пронизывает патриотическая идея развития русского национального искусства, раскрытие красоты и поэтичности фольклора, одухотворение повседневного бытия.
Г. Стернин пишет об Абрамцевском кружке, что это “...кусок русской жизни, крепко сцепленный с общественно-нравственной атмосферой и творческими исканиями своей эпохи”8.
Среди других видов предметного творчества, осуществлявшихся в Абрамцеве, наиболее значительным представляется декоративная керамика.
Интерес к керамике возник у художников Абрамцевского кружка, когда Е.Д. Поленова организовала “Керамические четверги”, на которых художникам предлагалось расписывать глазурями готовые керамические блюда и тарелки. Этим “прикладным” занятием заинтересовались К. Коровин, В. Поленов, И. Остроухов, А. Головин, но более всех М. Врубель.
Михаил Врубель оставил большое ценное наследие самобытных декоративных изделий из керамики, можно сказать, что этот великий художник стоял у истоков декоративной керамики как профессионального искусства.
В 1890 году в имении С. Мамонтова строится гончарная мастерская под названием “Художественный гончарный завод “Абрамцево”. Производственную часть налаживает мастер-технолог П. Ваулин, который после ряда экспериментов изобретает особый вид обжига, придающей поливе люстровый эффект, гак называемую майолику восстановительного огня. Эта технология придает изделиям золотистый блеск, металлические отблески, игру света и отражений на поверхности.
Взаимодействие пластики глиняной формы и цветных глазурей, их единство привлекало Врубеля в керамическом искусстве.
Об особенностях майолики удачно написано в книге
В.А. Бахревского: “...В живописи невозможно достичь того звучания