Ви є тут

Принципы проектирования современных учебных заведений среднего профессионального образования : На примере архитектурно-строительного колледжа

Автор: 
Софронов Евгений Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
276506
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение 3
1. Анализ развития архитектурных школ и материальной базы подготовки техников-архитекторов 11
1.1. Становление архитектурных школ за рубежом 11
1.2. Современная зарубежная практика строительства архитектурных школ 23
1.3. Становление архитектурного образования в России и формирование архитектурных школ среднего звена 35
Выводы по 1 главе 55
2. Требования, предъявляемые учебным процессом к функциональной организации зданий архитектурно-строительных колледжей 57
2.1. Современные тенденции развития архитектурного образования 57
2.2. Учебный процесс и планировочные решения отдельных функциональных элементов колледжа 65
2.3. Требования, предъявляемые к решению функциональных элементов колледжа в связи с их использованием студентами-инвалидами 95
Выводы по 2 главе 106
3. Предложения по проектированию зданий и комплексов архитектурно-строительных колледжей 109
3.1. Предложения по оптимизации сети колледжей и техникумов со специальностью 2901 109
3.2. Размещение колледжей в структуре города и требования к участкам 113
3.3. Грулпы помещений колледжа и взаимосвязи между ними 117
3.4. Функционально-планировочные решения новых и специфических функциональных элементов колледжа 125
3.5. Приемы архитектурных решений зданий колледжей 136
3.6. Внутренняя среда современного архитектурно-строительного колледжа 144 Выводы по 3 главе 155
Общие выводы 158
Список использованной литературы 162
Приложение 1 172
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Система среднего профессионального образования в России базируется на положениях Конституции Российской Федерации (ст. 43) и развивается в соответствии с Программой развития среднего профессионального образования на 2000-2005 годы1. С 1995 по 2001г. прием учащихся возрос на 27 %, выпуск специалистов - на 20% /4/. Однако, материально-техническая база учреждений среднего профессионального образования (УСПО) нуждается в совершенствовании: более 30% площадей приходится на здания, построенные до 1917г; более 50% учебных зданий требуют капитального ремонта; оснащенность специальным и учебным оборудованием составляет 38%, а компьютерами - только 22% /61/.
Назрела острая необходимость в качественном улучшении фонда зданий учебных заведений среднего профессионального образования по специальности 2901 - «Архитектура». За последние 15 лет количество учебных заведений указанного профиля почти удвоилось; однако расширение сети происходит только за счет приспособления существующих зданий под нужды архитектурной специальности, что не позволяет полноценно организовать специфический учебно-творческий процесс. В связи с тем, что значительной корректировки требует сама система подготовки архитекторов среднего звена, необходимо обновление всей материально-технической базы учебного процесса.
«Техник» как модель специалиста, сформированная в первой трети XX века, в начале века XXI перестал в полной мере отвечать требованиям современной архитектурно-строительной практики. В значительной степени это связано с изменениями в подготовке архитекторов с высшим образованием. Помощник (ассистент) архитектора только тогда занимает прочное место в проектном процессе, когда умеет решать не только стандартные задачи, но и выходящие за пределы обычной практики -хорошо знаком с творческим методом архитектурного проектирования и имеет уровень владения САПР, не уступающий уровню компьютерной грамотности выпускника архитектурного вуза. Существующие здания и отдельные помещения, по размерам и
1 Приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 № 51-ФЗ /71/
Данные тенденции в развитии рассматриваемого типа учебных заведений хорошо иллюстрирует Школа архитектуры Университета в Шеффилде, построенная в 1953г (Англия, арх. Джеймс Стерлинг).
Школа архитектуры является частью основного здания кампуса и расположена в одном из пяти функциональных блоков (занимаемых разными факультетами) которые образуют протяженный шестиуровневый объем с эксплуатируемой кровлей. Каждый из блоков, разделенных системой вертикальных коммуникаций, имеет собственный вход. Коридор, являясь единой планировочной осью, обеспечивает горизонтальные связи между разными функциональными зонами здания. Школа архитектуры, помимо проектных студий, включает обслуживающие помещения, классы для семинарских занятий, лекционную аудиторию и помещения преподавателей. Кроме этого, в уровне четвертого этажа школа соединена с остальным зданием, что расширяет количество используемых помещений.
Студии архитектурного проектирования решены как универсальные пространства размером в плане 9 X 21м, высотой помещений 4м, со световым фронтом по продольной стене.
В процессе работы над этим проектом Стерлинг решал интересную задачу трактовки пространства как «соотношения масс определенной формы и пропорций» и «поиска путей пластичного сочетания отдельных элементов программы» /111, с.29/.
К началу 50-х годов мировая архитектура уже располагала достаточным опытом в области проектирования учебных заведений, в частности, архитектурных школ. Однако, это не мешало некоторым архитекторам искать собственные пути решения задач формирования оптимальной среды обучения архитекторов. Таков Кроун-холл - здание факультета архитектурного и художественного промышленного проектирования Иллинойского технологического института (Чикаго, США), построенное в 1956г по проекту Миса ван дер Роэ (Рис. 2а).
Здание факультета представляет собой единый зал размером 36x66м и высотой 5,4м, предназначенный для занятий 300 студентов. Главной идеей архитектора
СТАНОВЛЕНИЕ
а. Мисс Ван дер Роэ. Кроун-холл. Архитектурный факультет. 1955 г.
фасад, план подвала, план 1-го этажа
АРХИТЕКТУРНЫХ ШКОЛ ЗА РУБЕЖОМ. 50-е-70-е ГОДЫ XX в
б. П.Рудольф. Факультет искусств и архитектуры Йельского университета. 1963 г.
о-п
Г1
о~~п
4
...
ТЕ
ІШ
і
У
план 1-го этажа
в. Д.Эндрюс. 1971 г. Факультет архитектуры Гарвардского университета в Кембридже.
поперечный
разрез
ЭКСПЛИКАЦИЯ: 1 - архитектурная студия; 2 - вспомогательные помещения; 3 - экспозиция; 4 -выставочный зал; 5 - учебное помещение; 6 - библиотека; 7 - лекционные аудитории
17