Ви є тут

Гуманизм в современном российском обществе: ориентации и реалии : Социокультурный анализ

Автор: 
Дудышева Виктория Константиновна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276577
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение..............................................................3
Глава 1. Гуманизм: конструкт социокультурной
теории и практики.....................................................15
1.1. Социокультурное содержание концепций гуманизма..................15
1.2. Цели, ценности, принципы гуманистического мировоззрения.........39
1.3. Гуманистические ориентации документов Мирового сообщества.......64
Глава 2. Основные направления гуманизации социальной политики российского государства......................................86
2.1. Здоровье человека - основа физического, духовного,
социального благополучия..........................................86
2.2. Образование - компонент индекса развития человека...............111
2.3. Социальная справедливость - основа гуманистически ориентированной социальной политики..............................134
Заключение...........................................................155
Список литературы....................................................157
Введение
Актуальность темы исследования. Ускоренное развитие человеческой цивилизации, науки и техники, вступление в эпоху информационного общества и глобализации повлекло за собой возрастание экологических, социальных, экономических, демографических, техногенных угроз безопасности жизни. Интенсивная эксплуатация природных ресурсов вкупе с загрязнением природных экосистем, техногенные и социальные катаклизмы, имеющийся в наличии развитых стран арсенал средств для уничтожения жизни на планете ставят под угрозу выживание человечества. Данные обстоятельства обусловили актуализацию гуманистического сознания, понимание того, что гуманистическая ориентация людей все в большей мере становится необходимым условием выживания и развития цивилизации.
Широкомасштабные гуманистические движения во многих странах мира стали весомым общественным явлением, превратились в значимый компонент мировой цивилизации ХХ-ХХ1 века. Ученые и общественные деятели, теоретики и практики, независимо от социально-территориальной и конфессиональной принадлежности, общественные организации и рядовые члены общества обращают все большее внимание на гуманистическое учение как путь развития современной цивилизации. Гуманизм предстает основополагающим принципом ориентаций документов мирового сообщества.
Многообразие взглядов на гуманизм - характерная черта нашей эпохи. Сфера деятельности гуманистов постепенно захватывает все области общественной и культурной жизни людей. В социокультурном развитии цивилизации приоритетное значение приобретает ориентация на конкретные интересы человека, создание новой культуры социального партнерства, преодоление социальной дезинтеграции, социального неравенства, маргинализации населения. На повестке дня стоит проблема гуманизации общества, его функционирование с учетом интересов, потребностей человека, общечеловеческих ценностей, синтеза разнообразных гуманистических концепций.
рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем”1.
В.Ж. Келле определяет гуманизм как “исторически изменяющуюся систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающую благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми”2. Русский мыслитель В.И. Иванов дает развернутое определение гуманизма: “Под гуманизмом я разумею этико-эстетическую норму, определяющую отношение человека ко всему, что отмечено или служит внутренним признаком естественной принадлежности к человеческому роду; причем в основу этого отношения полагается, столь же независимо от каких-либо религиозных и метафизических предпосылок, сколь и от конкретно-социальных условий, построяемое и, следовательно, отвлеченное понятие о природном достоинстве человека как такового, - признакам человечности приписывается положительная ценность и мерилом приближения к совершенству человеческой личности признается гармоническое развитие и равновесие этих, в положительном смысле определяющих природу человеческую свойств и способностей”3.
В 1991 г. Правление МГЭС на заседании в Праге после многочисленных дискуссий утвердило следующее "минимальное утверждение" гуманизма: "Гуманизм - это демократическая, нетеистическая и нравственная жизненная позиция, утверждающая право и долг человеческих существ самим определять смысл и образ собственной жизни”4. Российский ученый А.Г. Круглов считает, что гуманизм это человечность, т.е. "готовность строить совместную жизнь на минимуме самых простых, непосредственно ощущаемых каждым, универсальных ценностей (очевидном взаимном праве каждого на жизнь,
1 Социология: энциклопедия. Сост. A.A. Грицанов и др. - Мн.: Книжный Дом, 2003. С. 246
2 Келле В.Ж. Гуманизм // Философский энциклопедический словарь. - М., 1980. С. 130
3 Иванов В.И. Родное и вселенское/Сост., вступ. ст. и прим. В.М. Толмачева. - М.: Республика, 1994. С. 106
4 Черный 10.10. Современный гуманизм (o63op)./http://humanism.al.ru/ru/articles.phtmr?num-000142
достоинство, собственность), предоставив взгляды на все иное свободе совести"5.
Е.К. Сметанин определяет гуманизм как мировоззрение, основанное на гуманности, человеколюбии, уважении человеческого достоинства. Родословная человечности связывается им с теми чертами, которые отличают человека от животного. Гуманность человека начинается с осознания самого себя и своего места в окружающем мире.
Гуманизм в современном понимании представляет собой не только мировоззрение. Это гораздо более широкое, глубокое и многогранное явление, чем порой принято думать. Г.В. Гивишвили в первом в отечественной истории учебном пособии по гуманизму для учащихся средних общеобразовательных учреждений дает следующее определение гуманизма: “Гуманизм, в
действительности, - не только теория, но и самая что ни на есть деятельная практика личной и общественной жизни - основа и движущая сила духовного и материально-технического прогресса человечества. Вместе с тем, гуманизм -основа и защитник экономических, политических, социальных, гражданских и культурных прав всех без исключения людей... Гуманизм - это добрая мысль о человеке, воплощенная в благом действии для человека.”6.
В.А. Кувакин7, профессор МГУ, председатель Российского гуманистического общества, считает, что если понимать под гуманизмом хотя бы минимальную степень осознания и оценки человеком некоторых своих действий как гуманных, а некоторых - как антигуманных, то в этом случае гуманизм оказывается проявлением самой способности людей фиксировать и определять свои поступки и мысли как человечные (положительные), или как бесчеловечные (негативные), хотя наряду с ними существуют нейтральные по своей сути действия. Эта способность есть у каждого человека, поэтому в самом широком смысле гуманизм - это всеобщее, естественное, внутренне
5 там же.
6 Гивишвили Г.В. Гуманизм и гражданское общество /http://athcismru.narod.ru/Humanistic_Society/ От$11уШ/ОтО_С>О.Ыгп
7 См.: Кувакин В.А. Твои рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль .мышления гуманизма). - М.: (Логос); Слб.: Алетейя, 1998.