СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА..................................11
1.1. Теоретическая интерпретация основных понятий, связанных с определением среднего бизнеса..............................11
1.2. Методология исследования среднего бизнеса...............26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ................52
2.1. Внутренняя среда российского среднего бизнеса...........52
2.2. Влияние факторов внешней среды на деятельность отечественных средних предприятий........................................64
2.3. Особенности социальной политики государства в отношении предпринимательства "второго эшелона"......................89
ГЛАВА 3. СОЦИОДИАГНОСТИКА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ.......................104
3.1. Процессы трансформации российского среднего бизнеса и социальный портрет его руководителя..................................104
3.2. Исследование социально-экономической ситуации в Уральском федеральном округе........................................126
3.3. Социокультурное пространство и разработка стратегии развития среднего бизнеса...................................................141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................160
ЛИТЕРАТУРА....................................................164
ПРИЛОЖЕНИЕ 1..................................................175
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном рыночном хозяйстве средний бизнес выполняет две основополагающие функции: экономическую и социальную. Содержанием первой является формирование и развитие конкурентной среды, взаимодействие с крупным и малым бизнесом, насыщение национального рынка товарами и услугами и др. Социальная функция среднего бизнеса заключается в решении проблем занятости внутри страны, депривации населения, укрепления "старого" и становления "нового" среднего класса, демократизации общества и т.д.
В промышленно развитых странах средний бизнес традиционно играет значительную роль, поскольку на его долю приходится треть всех занятых, около 25% новых рабочих мест и до 30% валового внутреннего продукта.
Трансформационные процессы в пореформенной России во многом способствуют укреплению инновационной хозяйственной деятельности средних предприятий. В свою очередь, обладая достаточным собственным потенциалом, средний бизнес оказывает серьезное влияние на экономическую систему в целом. Во-первых, в силу высокой концентрации и мобильности капитала он в значительной степени изменяет структуру рыночных отношений. Во-вторых, средний бизнес служит средством санации экономики, заполняя те хозяйствешгые ниши, которые не под силу малому бизнесу и которые экономически малопривлекательны крупным предприятиям. В-третьих, средний бизнес создает ту атмосферу конкуренции, рыночную среду, где формируется "бизнес-слой" и дух свободного предпринимательства.
Развитие среднего бизнеса в России происходит при постоянном внимании со стороны правительства страны. Вместе с тем, процесс его становления протекал противоречиво и сложно, что обусловлено спецификой переживаемого переходного периода. В первой половине девяностых годов XX века неоднократно претерпевали изменения организационно-правовые формы, критерии отнесения предприятий к субъектам среднего и малого предпринимательства, система учета и отчетности, нормативно-законодательная база. При этом в данный период территориально-отраслевой перестройки в секторе среднего и малого бизнеса не произошло.
Ситуация для становления и активизации среднего предпринимательства в стране значительно улучшилась во второй половине девяностых годов XX века -
17
всем не вписываются в мировоззрение большинства российских директоров, с которыми ему пришлось иметь дело.
Социальные стороны функционирования предпринимательства были предметом исследований П.А.Сорокина и Г.К.Гинса. Анализируя внутрипрофес-сиональную стратификацию, П.А.Сорокин выделил предпринимателей как экономически независимый слой, ’’которые сами себе "хозяева" и чья деятельность заключается исключительно или частично в организации и кшггроле своего "дела" и своих служащих [138, с. 297]. Предпринимательство у Сорокина это, прежде всего профессиональная группировка, окружённая специфической средой: "Фактическая среда влияет на него (предпринимателя)... посредственно, через людей его агентов. В этой среде господствует психическая и умственная энергия. Ему приходится иметь дело... с изменчивой человеческой волей" [137, с. 184]. Среда играет определяющую роль в нормативном обеспечении деятельности группы: "Совокупность всех правовых норм, действующих в данном обществе, с объективной точки зрения, является системой стимулов, которые могут либо тормозить, либо содействовать напряжённой и продуктивной производительной деятельности населения" [136, с. 13]. Сорокин отмечал значение личного интереса и хозяйственной автономии, сведения до минимума экономических функций государства, указывая, что "частнокапиталистическое хозяйство с его принципом личной ответственности и личного интереса представляет тонкий механизм, сравнительно хорошо производящий отбор талантливых организаторов от бездарных" [136, с. 11]. Понятие "класс" Сорокин относит к кумулятивным группам, подвергая критике теории социальной стратификации, в которых это понятие рассматривается в системе элементарных социальных групп. Подобно Ф.Хайеку, Сорокин считает, что предпринимательство существовало и есть "во всех более или менее развитых обществах" [138, с. 359]. Он хараюгеризует внутриирофес-сиональную стратификацию как новую форму "профессионального феодализма", в системе которого большую роль играет воля и расположение "хозяина".
Отличительной чертой работы другого российского исследователя Г.К.Гинса является проведение сравнительного анализа экономических систем современного автору общества ("контролируемого" хозяйства в Японии, "скованного капитализма" в фашистской Германии, "индустриальной демократии" в США) с хозяйственным механизмом без предпринимателя в Советской России 30-х годов. Предпринимательство по Гинсу - это "предприимчивость в области хозяйства, выражающаяся в осуществлении плана и организации" [38, с. 32]. Особое внимание Гинс уделял психологическим свойствам предпринимателя,
- Київ+380960830922