СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы социологического исследования карьеры как социального процесса в современном российском обществе.*....................................... 15
1.1. Социологическая интерпретация карьеры как социального процесса....................*. * 15
1.2. Карьера в социальном пространстве личности.............. ' 47
1.3. Социальные детерминанты карьерного процесса в современном российском обществе........................................... 59
1.4. Типологизация и критерии процессуального анализа
карьеры.......’................................................ 67
»
ГЛАВА II. Процесс реализации карьеры представителями различных социально-профессиональных групп.................... 82
2.1. Представления о карьере старшеклассников и студентов вуза 83
2.2. Карьера специалистов сельского хозяйства ............... * 90
2.3. Карьера специалистов системы общего образования....’....... 99
2.4. Карьера военных специалистов.............................. 107
2.5. Карьера женщин, занимающихся розничной торговлей........ 113
2.6. Карьера менеджера малого и среднего бизнеса.....:......... 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................... 126
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................. 135
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................... 145
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы и постановка проблемы исследования.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в советский период карьера как социальное явление не изучалась, поскольку советская нормативная система достаточно жестко детерминировала и ограничивала варианты индивидуального социально-экономического поведения в
трудовой, профессиональной сфере. Стремление индивида к успеху в какой-либо сфере жизнедеятельности, сосредоточенность на карьерных замыслах и их реализации не рассматривались в качестве важных социальных проблем. В современном российском социуме изменилось отношение к карьере, она уже не понимается как погоня за успехом любой ценой, сопровождаемая пренебрежением к ценностям и идеалам общества. Но одновременно с позитивным отношением общества к карьерным устремлениям индивида резко возросли требования к личности, ориентированной на успешную карьеру в силу нарастания темпов социально-экономической социализации индивида, интеграции его в профессионально-трудовую деятельность, усиления конкуренции в секторах рынка рабочей силы, связанных с наиболее востребованными и престижными, профессиями.
В постсоветский период на смену ранее существовавшим механизмам государственного регулирования и контроля социально-экономического поведения человека в социуме приходят находящиеся в стадии становления механизмы построения новых карьерных стратегий представителей различных социально-профессиональных групп. Разнообразие карьерных стратегий обусловлено, с одной стороны, либерализацией экономической, ценностной, нормативной, нравственной сфер общества, а с другой, возросшей степенью свободы человека как субъекта жизнедеятельности. Это приводит к необходимости научного осмысления карьерных процессов представителей различных социально-профессиональных групп в объективистских и субъективистских социологических парадигмах.
3
ГЛАВАI
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КАРЬЕРЫ КАК СОЦИАЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ
ОБЩЕСТВЕ
1.1. Социологическая интерпретация карьеры как социального процесса
В отечественной научной и методической литературе, в публицистике слово «карьера» стало употребительным в последние полтора десятка лет. В советский период российской истории данный термин использовался весьма редко, гораздо реже нежели производные от него слова «карьеризм» и «карьерист». Это было во многом обусловлено тем, что в соответствии с господствовавшей тогда идеологией общественные ценности должны были доминировать над личными: «прежде думай о Родине, а потом - о себе». Поэтому в обыденном сознании словосочетание «сделал карьеру» вызывало образ человека, преуспевшего в продвижении в сфере муниципального, государственного управления или, что еще лучше, - в партийной бюрократии. В печатных Же текстах можно было встретить толкования термина «карьерист», характеризующего человека, увлеченного «погоней за карьерой», т.е. стремлением к личному благополучию, продвижением по службе в личных интересах.
За пределами нашей страны понятие «карьера» давно входит в проблематику исследований социологии, психологии, менеджмента, организационного поведения и др. Практика консультирования для карьеры (такое словосочетание употребляется в англоязычной литературе, хотя нам представляется более правильным говорить о консультировании по карьере) имеет, например, в США столетнюю историю. Консультированием для карьеры за рубежом занимаются специальные агентства, отдельные
специалисты. Клиентами здесь являются учащиеся школ, студентам колледжей и университетов читаются соответствующие учебные дисциплины. В различных фирмах и организациях в каждом подразделении по работе с персоналом имеются специалисты по карьере.
Изучение карьеры в зарубежных странах достигло «периода зрелости» в 70-е годы минувшего века, что сопровождалось изданием большого количества литературы по данной проблематике, в том числе и специализированных журналов (Journal of Career Development; Caréer Development Quarterly и др.). Отделения карьеры функционируют в Академии Управления США и Американском Обществе Тренировки и Развития.
Прежде чем приступить к. рассмотрению карьеры как социального процесса, осуществим терминологический анализ понятия «карьера». Термин «карьера» берет свое начало от латинского слова «karrus» - повозка, телега и итальянского «carriera» - бег, жизненный путь. Как видим, в итальянском значении данного термина имеет место существенное расширение понимания карьеры от бега до феномена жизненного пути, но сохраняется сущность движения. В ряду английских эквивалентов понятия «карьера» стоят рядом «career» и «promotion» - «продвижение по службе, повышение в звании, производство в чин» [72].
Мы подвергли контент-анализу 50 определений карьеры зарубежных и отечественных авторов, сформулированных в период с 1957 по 2004 год. О широте разброса предлагаемых трактовок говорит наличие в анализируемых определениях 31-го компонента. Только по двум из них отмечается относительное единство позиций авторов. Слово «продвижение» является ключевым в 12-ти определениях и слово «процесс» - в 8-ми. «Самодостижение» и «самоутверждение» употребляется в четырех определениях карьеры. Другие компоненты имеют частотность использования в анализируемых понятиях от 1 до 2.
16
- Київ+380960830922