Ви є тут

Социализация личности молодого специалиста в условиях трансформации гуманитарной среды классического университета : социологическая модель

Автор: 
Минзарипов Рияз Гатауллович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2006
Артикул:
278719
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1 Система социализации личности молодого специалиста: теоретические подходы
§ 1. Теоретико-методологические подходы к изучению социализации личности: характеристика исходных категорий исследования 17
§ 2. Гуманитарная среда классического университета в системе агентов социализации личности молодого специалиста 50
§ 3. Мировоззренческая культура как показатель социализации личности 95
Глава 2. Трансформация гуманитарной среды классического университета
§ 1. Историко-социологический анализ развития университетского образования в России 133
§ 2. Особенности трансформации гуманитарной среды классического университета в современных отечественных условиях: тенденции и проблемы 195
Глава 3 Процесс социализации личности молодого специалиста в условиях трансформации ^маиитариой среды классического университета (эмпирические интерпретации)
§ 1. Процесс социализации личности молодого специалиста в ведущих университетах Российской Федерации 230
§ 2. Направления совершенствования социализации молодых специалистов в условиях гуманитарной среды современного классического университета 273
Заключение 304
Список использованной литературы 310
Приложение 1 342
Приложение 2 351
з
Приложение 3 360
Приложение 4 382
39
социальный тип.
Заключая, следует сделать вывод, что социальная роль - социологическая категория, характеризующая совокупность действий, норм, предписаний, необходимых для реализации определенной социальной позиции. Она обусловлена наличием ролевой ситуации в жизни, характеризующейся стандартностью, повторяемостью. Ее выполнение связано с индивидуальной мотивацией и интересами личности. То есть, с одной стороны, роль безлична и нормативна и определяется социумом, но, с другой стороны, она характеризует субъект, его приспособление к условиям и через нее происходит процесс социализации личности молодого специалиста, становление ее структуры.
Атрибутивным качеством структуры личности, отражающим принадлежность личности к той или иной общности, является социальное положение. Оно отождествляется с профессией, должностью, но его недостаточно для исчерпывающей характеристики позиции личности в системе общественных отношений. Единство социальной роли и социального положения реализуется в категории социального статуса, который отражает функциональную и ценностную стороны позиции индивида, группы в социальной системе.
Понятие "статус" используется наряду с понятием социальное положение. В систему статутов входят социально-производственный, социально-экономический, социально-политический, социально-организационный, социально-культурный. В зависимости от способа достижения выделяются наследственный (предписанный) и заработанный (достигаемый) статус.
Е.А. Ануфриев1 характеризует статус как понятие, соотносимое с понятием социальной роли, которое показывает место личности в системе общественных отношений и определяемую им систему ее социальных функций. Оно включает как атрибутивные, так и функциональные, и прежде всего ценностные и даже нормативные признаки.
1 Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. Указ. соч. - С. 178.
40
Таким образом, статус является комплексным понятием и характеризует структуру и функции личности как субъекта общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и оценку этой деятельности обществом (зарплата, звания, привилегии), а также самооценку личности.
Вместе с тем статус -целостная характеристика позиции индивида в социальной системе, включающая атрибутивную, функциональную и ценностную стороны. Он предопределяется социальным положением, но не исчерпывается им, сам в свою очередь детерминирует социальные роли.
Итак, опираясь на понимание сущности и структуры личности, существующее в литературе, можно представить структуру личности молодого специалиста как сложное образование, включающее существующие в единстве социальные и биопсихологические характеристики. Социологический анализ формирования личности предполагает выделение социального аспекта, охватывающего многообразные объективно-субъективные признаки, свойства и качества индивида как результата его социализации в рамках социальных групп, общностей и институтов. Социальный пласт в структуре личности молодого специалиста как результат социализации включает в себя такие элементы, как: объективные потребности и интересы; способности, творческие возможности, знания и умения; ценности, идеалы сфер жизни; нормы, принципы, убеждения, составляющие духовную культуру и мировоззрение, статусы и виды деятельности, социальные роли и образцы поведения в сфере труда, общественно-политической, этнокультурной и семейно-бытовой сферах.
Все указанные многообразные характеристики личности могут быть упорядочены через категорию «тип личности». В зарубежной социологии тип личности определяется как " социальный характер”, есть описание "человека организации”, "модальной личности". В отечественной гуманитарной науке эта проблема также нашла отражение. На рубеже XIX-XX веков личность, ее типы изучались H.A. Бердяевым, Н.К. Михайловским, B.C. Соловьевым. А.Ф. Ла-