- 2 -ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ...................................................... 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ' КОМПОЗИЦИИ ГОРОДА.
Раздел 1.1. Современное состояние проблемы.
1.1.1. Современное состояние вопроса исследования вертикальной композиции города...................................... 13
1.1.2. Вопросы восприятия вертикальной композиции города ... 16
Раздел 1.2. Научный аппарат исследования.
1.2.1. Аспекты исследования вертикальной композиции города . 22
1.2.2. Исследование вертикальной композиции города как системы ............................................................. 25
1.2.3. Модель описания вертикальной композиции города ............ 28
Раздел 1.3. Общие принципы построения вертикальной композиции города и ее элементов.
1.3.1. Связность элементов композиции............................ 34
1.3.2. Соподчиненность элементов на основе иерархической дифференциации .................................................... 34
1.3.3. Соразмерность, пропорциональные соотношения элементов композиции......................................................... 37
1.3.4. Повторяемость и насыщенность, как основа своеобразия. 38
1.3.5. Уравновешенность и динамичность композиции ................ 40
Выводы по I главе ............................................... 41
ГЛАВА П. ФОРМИРОВАНИЕ ВЕРТИКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ГОРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ.
Раздел 2.1. Предпосылки общих закономерностей в формировании вертикальной композиции города.
2.1.1. Природные факторы ........................................ 44
- 3 -
Стр.
2.1.2. Экономические и социально-идеологические факторы .... 49
Раздел 2.2. Краткие исторические очерки развития вертикальной композиции городов Поволжья.
2.2.1. Ярославль ................................................... 52
2.2.2. Кострома .................................................... 56
2.2.3. Нижний Новгород (Горький) ................................... 60
2.2.4. Казань ...................................................... 64
Раздел 3. Основные периоды развития вертикальной композиции городов Поволжья и ее элементов.
2.3.1. Первый период (Х1-ХУ вв) .................................... 68
2.3.2. Второй период (ХУ - кон. ХУШ вв) ............................ 70
2.3.3. Третий период (кон. ХУШ - нач. XX вв) ....................... 73
2.3.4. Четвертый период (1920-1980-е гг) ........................... 77
Выводы по П главе .................................................. 80
ГЛАВА Ш. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ ПРИРЕЧНЫХ ГОРОДОВ ................................................
Раздел 3.1. Обще закономерности формирования приречных городов .
3.1.1. Общие закономерности планировочного развития ................ 83
3.1.2. Взаимосвязь планировочных и вертикальных композиций городов при их территориальном росте ............................... 86
3.1.3. Общие закономерности и особенности организации вертикальной композиции приречных городов ............................... 92
3.1.4. Типичные черты вертикальной композиции и ее элементов 94
Раздел 3.2. Принципы оценки и анализа вертикальной композиции города.
3.2.1. Оценочные критерии .......................................... 99
3.2.2. Анализ современного состояния .............................. III
19
альных планов, или пространственных зон различной удаленности от наблюдателя. Как показали исследования ЦНШП градостроительства [4.7, с. 68] , можно выделить четыре таких плана: I) в пределах 300-500 м; 2) от 300-500 до 1500-2000 ы; 3) от 1500-2000 ы до 3000-4000 м; 4) за пределами 3000-4000 м.
Кроме того, глаз фиксирует внимание в пределах продольного участка берегового фронта протяженностью 1-2 км (исследования Тверского Л.П. Е4.38, с.34], Данилищина A.A. Г4.16J. Это должно обусловливать композиционное членение застройки прибрежных территорий на завершенные панорамные звенья. Панорамы исторических центров исследуемых городов имеют протяженность 1,5-2,5 км, то есть могут быть охвачены взглядом и предполагают композиционную завершенность.
Особенностью восприятия является вычленение на кавдом уровне организации пространственной среды (уровень города и объема) определенных элементов, при этом наблюдается стремление к ограничению числа элементов, что подтверждается правилом Миллера: человек монет одновременно держать в поле зрения и оперировать числом элементов 7+-2 [6.18] .
Городские панорамы воспринимаются относительно статично с определенных фиксированных точек зрения.
Современные исследования по проблемам восприятия среды выделяют, помимо относительно статического (восприятия панорам и фрагментов городского ландшафта с фиксированных точек), относительно динамическое восприятие (непрерывное восприятие в движении, при котором картина окружающей среды складывается из ряда сменяющихся кадров) 16.4, 6.10, 6.18, 6.25] .
"Однако при движении наблюдателя не всегда происходит непрерывная смена зрительных кадров. Так с приближением зрителя к объекту при угловой скорости равной нулю или при осмотре объекта,
- 20
обладающего центральной симметрией (ротонда, круглая башня, минарет, колокольня) характер зрительного кадра существенно не изменяется" Гб,183.
Подобное "статическое" восприятие панорам приречного города иллюстрируется видами, раскрывающимися при движении по широкой реке, то есть о пространств, со стороны внешних подъездов к городу (внешние визуальные связи). Внутригородские панорамы раскрываются с высотных искусственных и естественных фиксированных точек (внутренние связи).
Динамическое восприятие по отношению к городу в целом, как правило, "интерьерное" Гб.183. Оно складывается при движении наблюдателя по внутригородским пространствам (улицам,площадям и пр.). Особое значение при динамическом восприятии имеет скорость восприятия - количество информации, освоенной наблюдателем в единицу времени. Скорость восприятия определяется частотой смены зрительных кадров и временем, необходимым на усвоение информации: I зрительный кадр за 20-30 сек (Беляева Е.Л., Сб.4.3).
Таким образом, можно предположить, что оптимальные оптические условия статического восприятия (горизонтальные и вертикальные углы зрения, удаленность от объекта) и необходимые оптические условия динамического восприятия, которые создает природный ландшафт приречных городов и медленное течение реки Волги и ее притоков, были учтены в процессе формирования речных фасадов городов, определили их особенно важную роль б создании обликов городов.
Организации направленного восприятия городской среды посвящена работа Михайлова С.М. Гб.183 , где рассматривается многоступенчатость восприятия. Выделяются три ступени восприятия исторического города: I - фрагментарное восприятие, II - структурное восприятие, Ш - локально-детализированное восприятие.
Автор данного исследования выделяет также три ступени вое-
- Київ+380960830922