Ви є тут

Развитие архитектуры выставочных павильонов и их комплексов в России XIX - начала XX вв

Автор: 
Никитин Юрий Анатольевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1979
Артикул:
279308
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЩШИВ ............................................................................... 3
ШВА I,. Из истории выставочного дела в России ....................................... ?
Раздел I. История и значение русских промышленных, сельскохозяйственных и специализированных выставок; их классификация ............ 7
Раздел 2„ Организация русских отделов на выставках
за рубежом ................................................................ 34
НАВА 2. Формирование основных типов отечественных вн-* отавочннх павильонов ..... ., ., ..... . .. . 48
Раздел I*, Развитие архитектуры главных экспозиционных зданий на всероссийских и местных выставках ............................................. . . . 48
Раздел 2.. Архитектура частных выставочных сооружений . . 88
Раздел 3. Основные виды и стшлистичеокие особенности ^ архитектуры Россяы на выставках за рубежом . . 103
ГЛАВА 3.. Всероссийские и местные выставки - новый вид
архитектурного ансамбля ............. 133
Раздел I. Градостроительные проблемы устройства выставок ......... ............................................ 133
Раздел 2. Вопросы формирования художественной среды
выставочных комплексов ............................................ 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .... . .............................. . . . . 163
9 . БИБЛИОГРАФИЯ ... . ................................................................. 166
ПРИЛОЖИ® .... ...................................................................... 185
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы советская архитектурная наука всё больше проявляет интерес к сложным и противоречивым явлениям русского зодчества второй половины XIX - начала XX вв.. Появился целый ряд исследований, авторы которых смогли преодолеть традиционный пренебрежительный взгляд на архитектуру этой эпохи, как на воплощение архитектурного "безвременья"., В работах Е.Д.Борисовой, Т.Д.Каздан, Е..И«Кяричеяко, АД« Бунина, ГД..Стернияа,
Н.А*,Смуровой я многих других наметилась чёткая тенденция все-^ стороннего объективного анализа архитектуры эпохи капитализма
и в тесной взаимосвязи с общим процессом всей художественной жизни тогдашней России.
Растущий интерес современной науки к архитектурному наследству этого периода вполне закономерен.. Развитие капитализма в России, как и в других странах, связано с небывалым размахом строительства« Разрабатываются новые типы зданий« "рост торговли, фаорик, городов, железных дорог, - писал В.ИДенин, - предь-* являет спрос на совершенно иные постройки, непохожие ни по сво-
ей архитектуре, ни по своей величине на старинные здания патриархальной эпохи"« (I. с«530) Особое место в этом стремительном процессе занимала выставочная архитектура.
Всероссийские я местные промышленные, сельскохозяйственные и различные специализированные выставки, вызванные к жизни развитием капитализма, получили в XIX - начале XX вв., широкое распространение. Организуемые систематически, они имели свои трвди-« ции, приобретенные почти за сто лет о момента первой отечествен-
ной выставки« Однако их история еще не написана, а архитектура мало'изучена. В специальной литературе существуют только отрывочные сведения об архитектуре российских выставок. Большинство авторов рассматривало только отдельные сооружения в основ-
Анализ организации русских отделов на выставках за рубежом теснейшим образом связан с общей историей самих выставок, с политическими событиями второй половины XXX - начала XX века* Так, на П Всемирной выставке 1855 года в Париже Россия не участвовала, т.к., была занята Крымской кампанией. Большой моральный и политический ущерб принес России отказ от официального участия на Всемирной выставке 1889 года в Париже, приуроченной к ЮО-яе-тяю Великой Французской революции. "Его Императорскому Величеству благоугодно было Высочайше.повелеть отклонить всякое официальное участие Русского Правительства в означенной выставке... Его Величеству угодно, чтобы со стороны наших Правительственных учреждении не было оказано какое-либо содействие русским фабрикантам и заводчикам по выставке предметов русской промышленности в Париже в 1889 году”(2Э0 ).. Это близорукое и невыгодное для России решение Александра Ш было продиктовано исключительно самодержавным чванством, в то время как русские деловые круги и широкие слои общественности выступали за самое активное участие в этой замечательной выставке., "Было бы странно, - писали "Новости" в 1888 году* - если бы, в угоду общих врагов России и Франции, русская промышленность, - участвовавшая на выставке 1867 года, устроенной отъявленным врагом России Наполеоном Ш, - ответила бы теперь отказом на радушное приглашение самого дружественного нам правительства” (122) .
ч
Начиная с третьей Всемирной выставки 1862 года в Лондоне, Россия принимает официальное участие во всех всемирных (кроме Парижской 1889 года) и многих меадна родных выставках (см.приложение я 5 Вся тяжесть организации русских отделов на этих выставках гадала на Министерство финансов и Министерство Государственных имуществ. Кроме этого в выставках принимали участие и другие правительственные ведомства (Министерство просвещения,
Морское Министерство, Министерство императорского двора ) и научные общества •( Русское Техническое общество и дреорганизация художественных отделов была возложена на Академию художеств.
Представление России на всемирных и международных выставках требовало громадных затрат государственного казначейства, однако, правительство шло на такие расходы, когда участие на той или другой выставке требовали государственные интересы. Организация русского отдела на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго, приуроченной к 400-летизо открытия Америки Колумбом, стоила свыше 600000 рублей. И тем не менее "Россия, одушевленная давнишней симпатией, связывающей американский и русский народы, с живейшим сочувствием отозвалась на приглашение Северо-Американской Федерации и приняла участие в выставке многочисленными и разнообразными экспонатами" (26,сД ).. К этой выставке Департамент торговли и мануфактур выпустил капитальный сборник на русском и английском языках, включавший в себе подробный обзор главнейших отраслей обрабатывающей промышленности России, её внутренней и внешней торговли, таможенной политики и Общая редакция этого сборника осуществлялась ДДЯДЛеддедееэым. Участие в Колумбовой выставке значительно укрепила торговые связи России с Америкой.
Кроме официального участия во всемирных и некоторых международных выставках, Россия также принимает неофициальное участие во многих специализированных международных выставках*
Последняя треть XIX века была особенно насыщена всевозможными международными промышленными и художественно-промышленными выставками^ В это время происходит много специализированных выставок, дорой самых неожиданных направлений, например: ’ Международная выставка по мукомольному, пекарному, пирожному, кондитерскому, шоколадному и другим, связанным с сим производствами , состоявшаяся в 1894 году в Амстердаме, или Меаднародная выставка при-