2-"3
Введение.
Актуальность темы исследования. Развитие отечественного образования на рубеже веков характеризуется чрезвычайно сложными и противоречивыми процессами, обусловленными одновременным воздействием множества разнонаправленных как объективных, так и субъективных факторов. С одной стороны, в развитии российского образования проявляются все тенденции и противоречия, свойственные эволюционному развитию образования в мире и получившие название «кризис образования». В то же время Россия в конце XX в. вступила в этап кардинальных социально-экономических преобразований, рыночно-ных реформ, затронувших все сферы жизни России, в том числе и образование.
Образование есть важнейшая структурная составляющая современного бытия. Приоритетность социальной ценности образования обусловлена тем, что оно способствует совершенствованию социальной структуры общества, его эффективной деятельности и обеспечивает стабильное развитие всего социума. В то же время характер системы образования определяется соответствующим типом культуры, меняясь вместе с ним. Поэтому именно гармоничное взаимодействие культуры и образования обеспечивает производство, передачу, усвоение и потребление знаний и ценностей.
Анализ всех аспектов сложного понятия «образование» позволил исследователям сделать важнейший теоретический вывод, что именно образование было и остается той ведущей социальной силой, с которой связана вся история человечества, социально-технического прогресса, позволившей построить современную цивилизацию и современного человека.
В современную эпоху, в период формирования информационной цивилизации проблемы образования, его настоящего и будущего становятся весьма актуальными, поскольку нынешняя система образования закладывает контуры глобальной ситуации XXI века. Здесь образование выступает как стратегически важная сфера социальной жизни. Именно оно формирует интеллектуальный по-
4
тенциал нации, закладывает основы ее самостоятельности и способности к выживанию в условиях международной конкуренции. В конце XIX века была сформулирована мысль, согласно которой образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах государств, поскольку способствует развитию всех видов социально-значимой деятельности. Осознавая всю тяжесть обрушившегося на цивилизованный мир современного социально-экономичекого кризиса, исследователи философских проблем образования все более убеждаются в существенной, если не решающей, негативной роли образования в возникнове- нии и развитии указанных кризисных проявлений. При этом нельзя забывать, что и образование, также испытывает не менее тяжелый период упадка. Вместе с тем, без сомнения, образование в состоянии и обязано взять на себя ведущую роль в обеспечении, своими специфическими средствами, условий для выхода мирового социума из системного кризиса, в котором он оказался.
В то же время сегодня образовательная ситуация зачастую такова, что принимается во внимание преимущественно прагматический смысл образования, которое как форма трансляции культуры и фактор воспроизводства социального субъекта не всегда воспринимается как ценность и потребность.
Современные аналитики соотносят образование с процессом становления, развития, раскрытия способностей человека как процессом сугубо личностным, протекающем на уровне связи «учитель - ученик». В тоже время отмечается, что это и социальный институт, осуществляющий процесс обучения п воспитания личности в интересах общества и государства, притом, как правило, в условиях коллектива обучаемых и социальной общности, в каковом качестве выступает каждое конкретное учебное заведение.
Изменившиеся условия развития современного мира заставляют смотреть па образование как на нечто, способное помочь в решении глобальных мировых проблем. Тема образования актуальна для России, сделавшей за последнее столетие невиданный скачок в преодолении неграмотности, создавшей систему обязательного обучения, но в настоящее время столкнувшейся с кризисными явлениями в функционировании института образования и резким падением уровня
14
лить существующую систему образования, но и сформулировать новые ценности и идеалы образовательной системы будущего.
Неудовлетворенность общества состоянием образовательной системы, озабоченность ее внутренними и внешними противоречиями, стремление минимизировать их и привели к возникновению в первой половине XX века новой, прикладной по отношению к философскому знанию отраслей науки - социологии и философии образования. Объектом новых научных дисциплин является обобщенная педагогическая реальность прошлого и настоящего, выраженная в форме идей, направлений, концепций, систем, моделей, теорий, технологий, т.е. сумма документально зафиксированных знаний, относящихся к воспитательно-образовательной сфере. Предметом этих наук являются закономерные и устойчивые взаимосвязи методологических знаниевых структур, возможности и условия их взаимодействия в реальном образовательном пространстве. Отвечая потребностям времени, указанные науки решают следующие задачи:
-анализ и осмысление современного состояния систем образования; -исследование направленности стратегических изменений в сфере образования;
-изучение способов систематизации и структуризации педагогических знаний; -выявление наиболее оптимальных критериев и способов структуризации педагогического знания;
-исследование психолого-педагогических механизмов образовательных воздействий в рамках.
Насущная потребность в социологическом, философском осмыслении множащихся образовательных проблем и обосновании путей гармонизации ценностноцелевых аспектов образования с изменившимися образовательными потребностями общества стала еще актуальнее в связи с обострением кризисных явлений в образовательной системе и рядом неудачных попыток их преодоления, предпринятых без должной предварительной теоретической проработки.
Но для осмысления и определения перспектив развития образования, нам представляется необходимым для начала разобраться с исходной позицией, а
15
именно определением самого понятия образования. Существует великое множество толкований данного термина, предлагаемых разными авторами, приведенных в различных источниках, но, к сожалению, все они страдают однобокостью, противоречивостью, либо тем и другим. Так, Глуздов В.Д. дает такую трактовку указанного понятия: «Образование - исторически обусловленная, нормируемая трансляция культуры в обществе с целью социализации человека». [48]. Такая формулировка при всей своей основательности, охватывает, к сожалению, лишь одну из содержательных сторон понятия, а именно -социально-процессуальную, совершенно игнорируя при этом системный, ценностный и результативный аспекты образования.
Целесообразнее согласиться с мнением по формулировке, данном отечественными авторами Э.Гусинским и Ю.Турчаниновой, предложившими из всех известных гносеологии типов понятийных определений (классический, генетический, операциональный, контекстуальный, некоторые другие) принять контекстуальное определение образования, когда «...смысл понятия выясняется благодаря сто неоднократному употреблению вместе с другими, известными словами и выражениями» [50, 94]. Вместе с тем нельзя не признать, что принятие для нашей дальнейшей работы но теме подобного типа определения вызвано отсутствием в научной литературе определения, полностью отвечающего требованиям по объективному отражению хотя бы основных сущностных проявлений понятия образования, что, без сомнения, связано с его чрезвычайной широтой и многоаспектностыо. Задача же по формулированию поистине научного, все охватывающего определения образования, как приходится с сожалением признать, остается в числе спорных проблем, что и вынуждает нас прибегнуть к его контекстуальному определению как рабочему.
Анализ и уточнение используемого понятийного аппарата и терминологии - изначальное методологическое требование, предъявляемое к любому исследованию. Видный отечественный специалист в области философии образования и социального прогнозирования и политологии академик Ь.С.Гершунский выделяет четыре аспекта содержательной трактовки понятия образования:
- Київ+380960830922