Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические и методические основы исследования семейной политики на муниципальном уровне................12
1.1. Основные подходы к исследованию семейной политики................12
1.2. Семейная политика в контексте современного
социологического знания...............................................32
1.3. Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной
семейной политики.....................................................50
Глава 2. Основные направления реализации семейной политики на муниципальном уровне..................................................76
2.1. Организационно-технологическая основа
реализации семейной политики на муниципальном уровне..................76
2.2. Основные направления реализации семейной политики на муниципальном уровне: оценки потребителей и исполнителей..............88
2.3. Концептуальные основы программы реализации семейной
политики на муниципальном уровне (на примере города Барнаула) 120
Заключение ;.........................................................137
Библиографический список.............................................141
Приложение 1.........................................................170
Приложение 2.........................................................178
Приложение 3.........................................................184
2
Введение
Актуальность исследования. Семья в России как социальный институт по-прежнему находится в эпицентре экономических, социальных и иных проблем, в связи с этим собственные проблемы семьи имеют устойчивую тенденцию к обострению в современных условиях.
Разрушение семейных ценностей, внутрисемейных отношений рассматривается исключительно в связи с ухудшением экономического положения населения. Однако, кризисные ситуации как в стране в целом, так и в отдельных семьях в разные периоды истории способствовали росту значимости семейных ценностей, укреплению семейных связей.
Семья обеспечивает общество трудовыми ресурсами, без которых социальная система не может функционировать. Поэтому общество должно быть заинтересовано в том, чтобы семья эффективно выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых поколений. Однако, именно репродуктивные функции семьи, в первую очередь, в настоящее время ослабевают. В соответствии с этим поддержка семьи, прежде всего, должна быть направлена на обеспечение эффективной реализации этой функции.
В настоящее время семейная политика в РФ формируется на принципах взаимодействия и социального участия таких субъектов социальной жизни, как семья, негосударственные объединения, социально-ориентированные бизнес структуры и государство. Большую роль в этом взаимодействии играют общественные организации, а также учреждения социальной сферы, представляющие государственные структуры.
Несмотря на значительный интерес и ученых, и политиков, и практиков к проблематике семейной политики, до сих пор отсутствуют специальные масштабные исследования, посвященные реализации семейной политики на муниципальном уровне.
Исследование реализации семейной политики на муниципальном уровне позволит совершенствовать работу в области социальной защиты и под-
В настоящее время понятие региональной политики многозначно. Выделяют, по крайней мере, три ее основных трактовки - при характеристике: 1) различного рода отношений между властными и исполнительными федеральными органами и органами субъектов Федерации, при оценке государственного вмешательства в развитие последних с целью преодоления существенных различий в условиях жизни и экономической деятельности (в этом случае имеют в виду региональную политику, формируемую и реализуемую на федеральном уровне): 2) собственно политику субъектов Российской Федерации; 3) политику различных территориальных образований, либо выше (межрегиональная политика), либо ниже уровня субъекта Федерации (политика муниципального уровня) [2; 9; 60; 64).
На формирование и реализацию социальной политики государства и других субъектов (работодателей, политических партий, профсоюзов и других общественных организаций) оказывают значимое влияние в последние годы также средства различных международных организаций, таких как Международный валютный фонд, международные банки (Международный банк реконструкции и развития и др.), Международная организация труда, ООП, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.
По мнению многих исследователей, изучающих особенности социальной политики России «дотрансформационного» периода (Ф. Бородкина, Т. Заславской, Г. Осипова, О. Пчелинцева, Н. Римашевской, М. Руткевича и др.), ее основными концептуальными характеристиками являлись [20;229; 231 ;239;279):
1) патерналистский, иждивенческий подход. Забота общества и государства о материальных и духовных потребностях человека, в целом потребительская направленность социальной политики советского периода без стимулирования экономической инициативы воспитывала иждивенчество, пассивность граждан. Такой подход в значительной степени снимал с человека ответственность за обеспечение своего благополучия;
2) эгалитарный подход, заключающийся, в частности, в уравнитель-
17
ном распределении заработной платы и других доходов;
3) конъюктурно-политический подход, замалчивание происходящих изменений в социальной структуре, социальной сфере общества (изменений состава и численности тех или иных социальных групп, причин и факторов этих изменений) либо их частичную, идеологически выгодную пассивную регистрацию.
Все три характеристики социальной политики имели место в дореформенный период и характеризовали социальную политику как патерналистскую в своей основе. Ыа рубеже ХХ-ХХ1 веков произошли радикальные изменения социальной политики, которая стала ориентироваться на западный вариант либерально-рыночного типа, где доминируют два главных подхода: проблемно-ориентированный, декларирующий необходимость адресной социальной политики, а также организации социальной помощи. Еще один подход связан с ориентацией на стимулирование самозащитных действий различных социальных групп, каждого человека. [276;290;304|
В ходе диссертационного исследования было обосновано, что если использовать в качестве основы анализа моделей социальной политики классификации, основанные на выделении критериев построения государства социального благополучия, то в современных условиях в России можно обнаружить все основные прототипы традиционных социально-политических моделей, а именно: либеральной, неопатерналистской и неоконсервативной. При этом либерализм ориентирован на минимальное вмешательство государства, на создание для всех классов, групп, слоев номинально равных стартовых условий. Доминантой данной модели является опора на собственные силы, самоорганизация своей жизни, а, следовательно, социальная база либерализма - адаптированные средне- и высокодоходные слои общества. Неоконсерватизм о тличается ориентацией на адаптирующиеся слои и группы, социальную динамику, сохранение значимых для населения ценностей, социальных институтов в отличие от сохранения отмирающих институтов, не поддерживаемых реальной жизнью. Нсонатер-
18
- Київ+380960830922