Ви є тут

Корпоративный этический кодекс как социальный инструмент управления коммерческой организацией

Автор: 
Елисеева Марина Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
294684
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение...........................................................................3
Глава 1. Регулятивная природа корпоративных этических кодексов.....................14
§1.1. Этические кодексы в практике управления компаний.............................14
§ 1.2. Виды и функциональные особенности этических кодексов........................40
§1.3. Макросоциальная и микросоциальная инфраструктура этических кодексов 48
Глава 2. Эффективнос ть применения корпоративных этических кодексов................65
§2.1. Управление мотивацией сотрудников посредством этических кодексов.............65
§2.2. Особенности внедрения этических кодексов в систему инструментов управления
компанией.........................................................................97
§2.3. Перспективы развития этических кодексов в российских условиях...............113
Заключение.......................................................................130
2
Введение
Вопросы целесообразности применения корпоративных этических кодексов (далее - КЭК) в организациях приобретают все большую актуальность. Это происходит по многим причинам: конкурентная борьба за предоставление качественных товаров и услуг, уязвимость природы, которой, зачастую, наносится серьезный урон от деятельности экономических агентов, вопросы построения имиджа и репутации надежного партнера и многое другое. Так или иначе, преуспевающие бизнесмены, руководители компаний и научное сообщество постепенно приходят к выводу, что в современном мире экономическая проблематика тесно переплетена с понятиями о нравственности.
Вопрос о роли корпоративных этических кодексов в управлении организацией достаточно спорный, чем объясняется большое количество дебатов по данной тематике. Наиболее затруднительным является обоснование полезности кодексов с экономической точки зрения. Существует масса публикаций на тему имиджевой направленности КЭК, где кодексы рассматриваются в качестве некого нравственного идеала, к которому необходимо стремиться как сотрудникам компании, так и се стейкхолдерам. Если же рассматривать в качестве превалирующей функции кодекса не имиджевую, а управленческую, фундаментальность которой заключается во влиянии на сознание менеджеров с целью совершенствования деятельности компании и, как следствие, повышения ес эффективности, мы столкнемся с массой проблемных точек. Необходимо обратить внимание на тот факт, что материала, как теоретического, так и прикладного характера относительно наличия или отсутствия корреляции между эффективностью деятельности компании и такого инструмента управления как корпоративный этический кодекс недостаточно. Сложно найти периодику или фундаментальные труды отечественных ученых на тему влияния корпоративных этических кодексов на возможности компаний по привлечению инвестиций, стоимость акций
“Теория управления”, “Менеджмент организаций”, “Этика бизнеса”, “Стратегический менеджмент”.
Структура работы. Основная часть диссертации состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Работа содержит 8 рисунков и 2 таблицы. Основная часть изложена на 131 стр. машинописного текста. Библиографический список включает 211 наименований.
Диссертация была обсуждена 22 сентября 2009 года на кафедре социологии управления и рекомендована к защите.
13
Глава 1. Регулятивная природа корпоративных этических кодексов
§1.1. Этические кодексы в практике управления компаний
Первые попытки поднять моральный уровень бизнеса относятся к началу XX века, когда в 1924 г. Комитет по этике бизнеса при Торговой палате США впервые в истории разработал национальный этический кодекс “Принципы ведения бизнеса”. Однако, на тот момент, в нем доминировали воззрения “примитивной этики” прошлого века, согласно которым моральное оправдание получает любой бизнес, в котором партнеры по сделке признают их обмен эквивалентным. Толчком к тому, чтобы обратить самое пристальное внимание на вопросы этики послужил известный всему миру Уотергейтский скандал, который разразился в 70-х г.г. XX века в Соединенных Штатах Америки во время правления президента Никсона.
Наконец, многочисленные исследования причин и последствий краха ряда крупных корпораций и громких скандалов, потрясших мировые фондовые рынки, со всей актуальностью поставили вопрос о наличии корреляции между этическими и экономическими принципами.
В России также в начале XX века начали уделять внимание проблемами этики бизнеса. Так, например, в 1912 году российскими предпринимателями было выработано семь принципов ведения дел в России, которыми до сих пор призвано руководствоваться бизнес сообщество при заключении сделок. Данные принципы изложены в достаточно обобщенной форме, что, тем не менее, не лишает их фундаментальности формулировок:
• Уважай власть. Власть — необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти;
• Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и