Ви є тут

Межгенерационные отношения в современном российском обществе: динамика ценностей старшего поколения и молодежи

Автор: 
Стригунов Юрий Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
294842
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................... 3
Глава 1. КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ СОЦИЕТАЛЬНОГО ЕДИНСТВА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ.............................................. 18
§ 1. Межгенерационные отношения как объект социологического
анализа............................................... 18
§ 2. Ценности и традиции в социеталыюй подсистеме общества:
интегративный потенциал в межгенерационных отношениях 42
Глава 2. ФАКТОРЫ МЕЖГЕНЕРАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В
СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ........................... 67
§ 1. Социокультурные детерминанты межгенерационного
противостояния россиян................................ 67
§ 2. Влияние социокультурных трансформаций на
межгенерационные отношения в российском обществе...... 92
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИНАМИКИ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК МЛАДШЕГО И СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЙ
РОССИЯН.................................................. 118
§ 1. Структура ценностной иерархии современных россиян. 115
§ 2. Ценностные установки молодежи и старшего поколения
российского общества: динамика сходства и отличий.... 138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................... 160
ЛИТЕРАТУРА............................................... 165
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................... 179
2
Введение
Актуальность темы. В течение достаточно длительного времени социологи констатировали значительное несовпадение - вплоть до конфликта - ценностей молодежи и старших поколений в трансформирующемся российском обществе. Конфликт поколений по поводу ценностей был естественным следствием стремительных дезинтеграционных процессов в обществе, вызванных радикальными преобразованиями, разрушением привычной социальной структуры, утратой привычной для старших поколений моноидеологии, распространением новых потребительских стандартов и т.д.
Следует подчеркнуть, что в периоды глобальных социальных трансформаций, размывающих или разрушающих устоявшиеся ценностные ориентации, механизмы их межгенерационной трансляции, межгенерационный конфликт ценностей закономерен и неизбежен. В современном российском обществе, пережившем столь масштабные изменения во всех сферах жизнедеятельности, межгенерационные отношения стали гораздо сложнее, приобрели значительный конфликтный потенциал. Межгенерационный конфликт ценностей в таких случаях связан с переоценкой молодым поколением социокультурного опыта своих предшественников. В результате разрушения межгенерационной преемственности ценностей и норм поведения, утраты ценности социального опыта предшествующих поколений на первый план, как отмечают известные российские исследователи, выходит индивидуализация как форма саморегуляции молодежи в условиях, когда отсутствуют универсальные образцы социальной регуляции1.
В российской истории проблема межгенерационного конфликта ценностей не раз остро вставала перед обществом. Можно утверждать, что
1 Зубок Ю.Л., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: Academia, 2008. С. 173.
. 3
происходящих в современных обществах. Однако прежде, чем перейти непосредственно к рассмотрению межгенерационных отношений как объекта социологического анализа, следует определиться с термином «поколение», являющимся основополагающим для данной темы.
Поколение рассматривается социологической наукой как определенная социальная группа, связанная общим социальным опытом в силу общего для ее представителей периода жизни. Люди, составляющие одно поколение, «ведут себя так, а не иначе потому, что они были рождены и воспитаны в определенных культурных традициях...»11. Остановимся на определении признаков поколения, отличающих его от иной социокультурной общности людей. Поскольку границы понятия «поколение» достаточно размыты, определить содержание понятия достаточно трудно.
Теодор Шанин отмечает, что «понятие «поколение» употребляется в основном как равнозначное: 1) звену генеалогической цепи; 2) жизненному этапу и/или подразделению возрастной организации общества; 3) историческому периоду и/или современникам, т.е. всем живущим в нем; 4) социально-возрастной «когорте», т.е. тем, кто в результате близости дат их рождения следует параллельно схожими этапами собственного биологического развития и социально очерченного жизненного пути в рамках истории определенных обществ»12.
В.Т.Лисовский дает определение поколению, опираясь на комплекс всех его аспектов: демографическое поколение - совокупность людей, близких по дате рождения и образующих особую возрастную группу населения; антропологическое поколение - совокупность людей, обладающих общими предками; историческое поколение, охватывающее временной отрезок, примерно равный промежутку между рождением родителей и
11 Уайт Л.А. Культурология //Работы Л.А. Уайта по культурологии. Серия: Лики культуры. -М.:ИНИОН РАН, 1996. С. 164.
п Шанин Т. История поколений и поколенческая история // «Отцы и дети»: поколенческий анализ современной России.М., 2005. С.21.
рождением детей; хронологическое поколение, существующее в конкретный исторический период; символическое поколение, представляющее собой совокупность современников, связанных участием в определенных
исторических процессах. Согласно В.Т. Лисовскому, приведенные им
признаки можно использовать в качестве классификации поколений13. Выделяют поколения «ровесников революции», «детей войны»,
«шестидесятников», «перестроечное поколение» и т.д. О.Оберемко,
применительно к современности, использует понятие «люди XXI», в которое, однако, включает не всех живущих ныне наших современников, а лишь тех, кто освоил правила поведения и нормы жизни общества потребления (в качестве критериев «современного человека» О.Оберемко выделяет пользование компьютером, интернетом и мобильным телефоном, обращение к услугам банковского кредитования и безналичного расчета и т.д.)14.
Наиболее распространенным подходом к определению поколения все же относится традиционное понимание его как определенной возрастной категории, обладающей достаточно четкими границами. Выделение поколения как определенной социальной общности базируется, в первую очередь, именно на возрастной дифференциации общества.
Любое общество неоднородно. Составляющие его индивиды дифференцируются, в первую очередь, по возрастным критериям и степени своей физической зрелости. Дифференциация общества по социальному признаку может отсутствовать (как, например, в обществах первобытных охотников и собирателей), но обществ без разделения по возрастным признакам не существует. Присутствует, хотя бы, разделение общества на несовершеннолетних, зрелых и старых индивидов.
В обществах, где возрастная дифференциация носит формальный характер, существуют сложные системы правил, подтверждающих и
13 Лисовский В.Г. Социология молодежи. СПб.: Изд-по СПб. ун-та, 1996. С. 18.
14 Оберсмко О. Кого мы называем «Люди XXI»? // Социальная реальность: журнал социологических наблюдений и сообщений. 2008. .V“ 3.
20