2
Содержание
Введение...............................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы социологического анализа жизненного пути личности в ситу ации инвалидности
1.1. Жизненный путь ребенка-инвалида как предмет социологического анализа...........................................................15
1.2. Роль семьи в конструировании жизненного пути ребенка-инвалида.. .49
Глава И. Особенности влияния семьи на жизненный путь ребенка-инвалида в современных условиях
2.1 .Типы влияния семьи на жизненный путь ребенка-инвалида.............78
2.2.Ребенок-инвалид как субъект конструирования своего жизненного пути...................................................................102
Заключение.............................................................124
Список литературы.......................................................130
Введение
Динамизм развития современного общества способствует выдвижению определенных требований к личности вне зависимости от ее психических и физических возможностей. Возникав!' потребность в человеке, способном к такому жизнеустройству, которое сочетало в себе, с одной стороны, управление социальными рисками, сопровождающими его на протяжении всей жизни, с другой, возможности для самореализации.
Все более ослабевающее влияние на жизненный путь стереотипов и обычаев, а также влияние общемировых тенденций индивидуализации социальной жизни, ведет к тому, что личность не стремится прожить жизнь по традиционной схеме, свойственной большинству, а конструирует жизненные события, все больше ориентируясь на собственные потребности и интересы. На смену во многом стандартизированной жизни, приходит жизненный путь, определяемый преимущественно самим субъектом.
Вместе с тем в социальной структуре общества имеются социальные группы, которые в силу имеющихся ограничений (физических, психических, социальных) оказываются в ситуации суженного пространства индивидуального выбора, когда управление социальными рисками, конструирование жизненного пути осуществляют в первую очередь социальные институты: семья и государство (посредством социальной политики), К ним относятся, в том числе, дети-инвалиды.
По данным статистики, количество детей-инвалидов С каждым годом продолжает увеличиваться. Так, в настоящее время зафиксировано в РФ 13 млн. инвалидов, 700 тысяч из них дети1. Несмотря на то, что дети-инвалиды представляют собой достаточно многочисленную и дифференцированную по своему составу социальную группу, ее жизненный путь в социологии практически не исследован. Это определяет необходимость в теоретическом
‘Доклад Уполномоченного по правам человека. О положении детей в РФ. Ьгср//отЬш1$тая.еоу.гн/йо^т6рту.Ыш
инновации в понимании и решении проблем инвалидности» (г. Пермь, 2005 г); Региональная научно-практическая конференция «Социальное служение: неразрывная взаимосвязь духовного и светского опыта» ( г. Екатеринбург, 2005 г.); VII Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана «Кросс-культурные исследования: методология, опьгт эмпирического
анализа» (г. Екатеринбург, 2005 г.).
Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной работы и кафедры прикладной социологии факультета политологии и социологии Уральского Государственного университета им. А.М. Горького.
15
Глава Ь Теоретико-методологические основы социологического апалнза
жизненного пути личности в ситуации инвалидности
1.1. Жизненный путь ребенка-ннвалида как предмет социологического анализа
Жизненный путь личности выступает предметом изучения целого ряда наук; социологии, психологии, антропологии, педагогики и других. Пристальное внимание ученых к данной проблеме обусловлено характером изменений, происходящих в современном обществе и влекущих за собой преобразования жизненного пути каждого человека в соответствии не только с объективными предпосылками, но и субъективными интересами и потребностями- Социологический подход предполагает, прежде всего, акцентирование внимания на типичных характеристиках жизненного пути социальных групп или отдельной личности, а также изучение факторов, определяющих особенности организации жизненного пути.
Становление отечественной научной традиции изучения проблем жизненного пути в социологии связано с влиянием научных подходов, активно развивающихся в других науках.
Философское осмысление жизненного пути личности, в основе которого лежит представление о месте человека в мире, оказало существенное влияние на формирование социологических подходов к проблематике жизненного пути личности. Изучение жизненного пути в философии тесно связано с проблемой цели и смысла жизни человека. В связи с этим философский подход в большей степени ориентируется на изучение фундаментальных принципов и ценностей, лежащих в основе жизненных целей личности. Большая роль при этом отводится рефлексивной позиции личности, поскольку человек, с точки зрения философии, представляется как субъект своей жизнедеятельности, а жизненный путь
- Київ+380960830922