ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................ 3
ГЛАВА 1. КВН-хронотоп: культурно-исторический
контекст «студентческой игры»....................................... 15
1.1. Социокультурные характеристики КВН ........................ 15
1.2. Понятие «хронотопа» и анализ КВН-явления в контексте российской политической культуры ............................... 34
1.3. Политические шутки как культурный код КВ11-хронотопа........49
ГЛАВА И, КВН-хронотоп как разновидность социокультурной технологи: состояние и тенденции изменения .............................63
2.1 Технологический аспект КВН-хронотопа.........................64
2.2. Изменения игры и настроения телевизионной аудитории ........78
2.3. Сравнительный анализ КВН-хронотопов первоначального
и современного периодов......................................97
Заключение..........................................................114
Список использованной литературы....................................117
Приложения..........................................................125
Приложение № 1..................................................125
Приложение № 2..................................................133
Приложение № 3..................................................145
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Известно, что инвестиции в молодежь - это инвестиции в будущее. Следовательно, проекты, обеспечивающие управляемую социализирующую деятельность, оказывающую влияние на формирование молодежного сознания, всегда носят актуальный характер. Особую актуальность они приобретают в условиях динамичной трансформации оснований общественного устройства и при явно выраженной дисфункции основных социальных институтов, теряющих в этих условиях возможность эффективного обеспечения своей социализирующей предназначенности.
Поскольку социокультурного вакуума не существует, то освобождающуюся нишу в системе социализирующей деятельности занимают институциональные формы с латентной функцией социализации, а сам процесс социализации молодого поколения становится все более стихийным по отношению к воспроизводству социальных идеалов и систем ценностей, соответствующих проективным представлениям об обществе будущего.
Именно поэтому актуализируется потребность в научно-теоретическом осмыслении одного из устоявш1гхся каналов социализации молодого поколения, продолжительное время обеспечивающего специфическую форму трансляции совокупного социокультурного опыта и эффективно влияющего на становление молодежной субкультуры, - КВН.
Чрезвычайно актуализирует необходимость исследования данной темы тот факт, что КВН, как утвердившаяся часть медиапроектов, принципиально отличается от многих телеигр: он представляет собой явление, появившееся именно в России, получившее в ней развитие и до сих пор не перенесенное в другую культурную среду. Актуальность темы исследования определяется также сохранением КВН своей популярности в период социальных трансформаций, характеризующийся дисфункциональными проявлениями базовых социальных институтов, когда интенсивно менялись ценностные и целевые
3
тов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива» (г. Нальчик, 2004-2006). Тезисы и основные положения работы нашли отражение в материалах Всероссийского социологического конгресса.
Результаты исследования опубликованы в 10 научных работах общим объемом 3,09 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы, приложения (представленного в виде анкеты, таблиц с результатами анкетирования, текстов, включенных в контент-анализ).
14
ГЛАВА 1.
КВН-ХРОНОТОП: СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
«СТУДЕНЧЕСКОЙ ИГРЫ»
КВН - явление, в России и, скорее всего, в странах СНГ известное всем. Ему посвящены книги, научные исследования (диссертации, дипломные работы) и многочисленные статьи как в печатных изданиях, так и в Интернете. При этом авторы, обращающиеся к этой теме и освещающие отдельные стороны явления, не всегда четко осознают, что под знаменитой аббревиатурой скрываются значительно различающиеся друг от друга виды деятельности. С этой точки зрения важно отметить, что КВН представляет собой, с одной стороны, весьма своеобразный феномен общественного сознания, в первую очередь его молодежной сферы, с другой, - специфическую форму социальной практики. Уже это заставляет искать неординарные подходы к его изучению, способные преодолеть ограниченность «одномерного» анализа. Общеизвестность КВН, его популярность не только среди молодежи, но, с учетом межпоколенной «живучести», и среди взрослого населения свидетельствует о том, что КВН представляет собой социальный факт социокультурного характера, то есть выступает в качестве КВН-явления. Все это требует тщательного выявления адекватных самому явлению методологических оснований его исследования.
1.1. Социокультурные характеристики КВН
Аксиоматически можно обозначить КВН-явление как явление, характерное для молодежного сознания и захватывающего часть социальной практики молодежи, в особенности студенческой молодежи, которая и является основным «производителем» и «потребителем» КВН-продукции. Исходя из этого следует отнести КВН-явление к одной из основных сфер жизнедея-
- Київ+380960830922