ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧИЙ В ПОТРЕБЛЕНИИ..................................................................17
1.1. Потребление как «зеркало» социальной стратификации: эволюция «стратификационного аргумента».................................................17
1.1.1. Потребление в классовом обществе: демонстративное потребление и классовое превосходство......................................17
1.1.2. Потребление в массовом обществе: социальное пространство, логика различия и статусный символизм...............................22
1.1.3. Потребление в современных капиталистических обществах: конец стратификационного подхода?..................................34
1.2. Материалистичность как нестратификационнос основание различий в потреблении....................................................................38
1.2.1. Материалистичность: к определению понятия...............39
1.2.2. Классические концепции материалистичности: совокупность личностных черт, терминальная ценность.......................42
1.2.3. Современные концепции материалистичности: потребительские практики, социальные значения, способы оправдания............48
1.2.4. Изучение отношения к вещам в советских общественных науках: «вещизм», «мещанство» и социалистический образ жизни.........55
1.3. Социально-экономический статус и материалистичность как основания различий в потреблении: проблемы соотнесения.........................59
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧИЙ В ПОТРЕБЛЕНИИ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ....................................63
2.1. Социально-экономический статус, материалистичность и потребление: от теоретических представлений к эмпирическому анализу.........................63
2.2. Информационная база исследования и методы анализа данных 77
ГЛАВА 3. РАЗЛИЧИЯ В ПОТРЕБЛЕНИИ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ................................................80
3.1. Социально-экономический статус индивида и характеристики потребления: структуры и динамика..............................................80
3.2. Материалистичность как нестратификацонннос основание различий в потреблении: результаты разведывательного исследования.........................87
2
3.3. Линии различия в потреблении городского населения: практики, значения, способы обоснования......................102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................133
ЛИТЕРАТУРА.........................................136
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРОЕКТ «ЦЕННОСТЬ ВЕЩЕЙ В СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ»: ПУТЕВОДИТЕЛЬ ИНТЕРВЬЮ.......152
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТАТУСА ИНДИВИДА: ТАБЛИЦЫ............................................154
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РАЗЛИЧИЯ В СТРУКТУРАХ ПОТРЕБЛЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП: ГРАФИЧЕСКИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ. ................................................169
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ПРОЕКТ «БЕДНОСТЬ В ГОРОДЕ-СПУТНИКЕ МЕГАПОЛИСА»: СПИСОК И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАНТОВ-ЖИТЕЛЕЙ Г. БЕРДСКА..............................174
3
социально-экономических характеристик и материалистичности как оснований различий в потреблении.
В заключении обобщены выводы работы, а также приведены основные теоретические, методические, прикладные результаты исследования.
16
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧИЙ В ПОТРЕБЛЕНИИ
1.1. Потребление как «зеркало» социальной стратификации: эволюция «стратификационного аргумента»
В параграфе рассматриваются основные подходы к изучению различий в потреблении в контексте социально-экономической стратификации (обусловленных социально-экономическим статусом потребителя). Рассмотренные подходы различаются пониманием логики и структуры социального неравенства в трех типах обществ, условно названных «классовым», «массовым» и «пост-массовым» (обществом потребления). Можно говорить о том, что в разных типах обществ (различающихся логикой выстраивания социальных неравенств), различия в структурах потребления связаны с позициями потребителей в социально-экономической структуре неодинаково [Радаев, 2005].
В параграфе рассмотрены ключевые концепции взаимосвязи социально-экономического статуса, возникшие в контексте классового (Т. Веблен, М. Вебер, Г. Зим мель), массового (П. Бурдье, Э. Гоффман), пост-массового (Ж. Бодрийяр, 3. Бауман, Дж. Ритцср) обществ.
1.1.1. Потребление в классовом обществе: демонстративное потребление и классовое превосходство
Первая классическая и в настоящее время все еще широко цитируемая работа о потреблении - «Теория праздного класса» Т. Веблена [Веблен, [1899] 1984], рассматривающая потребление как средство выражения и воспроизводства классовых различий.
Т. Веблен начинает анализ с определения границ праздного класса, а также рассматривает исторические предпосылки, обусловившие его возникновение и развитие. Праздный класс появляется на определенной стадии развития общества с хищническим укладом жизни, когда в производстве появляется излишек, то есть некоторые «дополнительные» товары, которые могут быть
17
- Київ+380960830922