СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ...................................14
1.1. Системный подход и герменевтика в исследовании правовых ценностей................................................14
1.2. Аксиология права........................................28
13. Ценностные аспекты правовых отношений..........;.........41
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ............................................58
2.1. Правовая культуры, правовое сознание и правовой менталитет в российском обществе......................................58
2.2. Законопослушность и правовой нигилизм: амбивалентность
правовых ценностей населения России......................76
2.3. Правовая социализация в современном российском обществе.117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................139
БИБЛИОГРАФИЯ................................................143
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется той исключительно важной ролью, которую играет правовое сознание и такая его компонента, как правовые ценности населения России, в становлении гражданского общества, совершенствования правосознания и правопорядка в стране. Вопрос о ценностях правового сознания был и остается предметом постоянного интереса ученых. С точки зрения современных представлений, ценности права и ценности правовых отношений - фактор человеческого прогресса, культуры, историческая ценность. Государство, как политический институт, обеспечивает последовательную реализацию совершенствования правовой системы общества, а также процесс усвоения различными социальными и возрастными группами населения страны правовых ценностей, в ходе которого развивается правовая культура и правовое сознание.
Однако в этом, несомненно, позитивном, но чрезвычайно сложном процессе имеется ряд пока нерешенных теоретических и практических проблем. Прежде всего следует указать на проблему политико-правового порядка в социокультурном российском пространстве. Эта проблема распадается на ряд вопросов, требующих своего безотлагательного теоретического решения и практической реализации. Среди них: какие факторы влияют на воспроизводство низкого уровня правовой культуры населения России; с чем связано наличие правового нигилизма в сознании различных групп населения; явления криминализации общества присущи только России или это - более глобальная тенденция; и другие. Эти вопросы «вписаны» в социум с нестабильной экономикой, с тенденциями сокращения продолжительности жизни и численности населения России, с низким уровнем порога социальной безопасности, с беспрецендентными масштабами социальных контрастов1.
1 См. об этом: Зинченко Н.И. Социально-правовые институты обеспечения национальной безопасности России: состояние и перспективы развития (социологический
3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1. Системный подход и герменевтика в исследовании правовых ценностей
Системный подход, несмотря на частые упоминания в качестве методологического обоснования в контексте различных работ, посвященных исследованию ценностей, нельзя назвать разработанным. В нашей литературе все еще господствует «метод перечисления» ценностей, когда фиксируется частота выборов, и наиболее выбираемые ценности предстают в качестве «базовых и устойчивых», а менее популярные - как периферийные и менее значимые. Далее обычно составляются «системы ценностей» респондентов, что на самом деле, если и представляет собой систему, то суммативную, где вопрос о «тайне» возникновения новых, интегральных свойств ценностной системы, свойств, конституируемых взаимодействием элементов системы, - остается открытым.
Тем не менее, такие различные ценности, как правовые, политические, эстетические, трудовые, нравственные и иные - разделены только в сознании исследователей, а респонденты обладают нерасчлененным ценностным сознанием, которое можно представить как открытую саморазвивающуюся систему, элементы которой - отдельные ценности - выступят как социетальные, имеющие свою сложную структуру, подсистемы. Но, как говорили ещё классики социологической мысли, системный подход должен быть дополнен функциональным. Это означает необходимость исследования функциональных нагрузок, которые присущи отдельным ценностям, или, выражаясь системной терминологией, должна исследоваться функциональноструктурная ипостась ценностной системы.
14
Далее. С тем, что ценностные системы динамичны - согласны все. Но как понимать и как фиксировать эту динамику? В современном отечественном обществознании понимание динамики ценностей сводится к фиксации «переходов» (детерминируемых, в основном, политическими, социально-экономическими факторами) из блока наиболее предпочитаемых ценностей в менее предпочитаемые или отвергаемые ценностные блоки. Практически не исследуются механизмы метаморфоз предпочитаемых ценностей в ценности-мотиваторы.
В этом плане интересна феноменологическая школа российского правоведения, представленная, в первую очередь, H.H. Алексеевым. С позиций феноменологии проблема исключительно понятийного определения права - неразрешима, так как или уводит в бесконечность или подводит к некоторой последней данности, которую следует принять и описать. На признании таких данностей и основывается феноменологическое направление в философии права. Для нас важно то, что феноменология установила существование содержаний сознания чисто идеального характера, но данных нам так, как дан весь окружающий мир, включая природный. При таком понимании могут открываться некоторые безусловные связи, которые можно выразить в самоочевидных суждениях. И связь между ними не может быть связью основания с обоснованным. Они не могут «происходить» друг из друга, сводиться друг к другу.
H.H. Алексеев полагал, что своеобразную феноменологическую редукцию осуществил в своей психологической теории права Л.И. Петражицкий. Подход Петражицкого к исследованию правовых ценностей, по мысли Алексеева, состоит в том, что он сумел обнаружить и описать «некоторые неразложимые и первоначальные эмоциональные акты, являющиеся основой всего того, что человеческое мнение называет правом1».
1 Алексеев H.H. Основы философии права. СПб., 1998. С.63.
- Київ+380960830922