Ви є тут

Подростковая наркомания как форма девиантного поведения: на материалах Московской области

Автор: 
Лисова Елена Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
298763
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................... 3
Глава I. Подростковое девиантное поведение: теоретико-
методологические аспекты исследования.............................16
§1.1. Подростки как объект социологического анализа..........16
§1.2. Девиантное поведение подростков как нарушение процесса
социализации......................................................38
Глава II. Подростковая наркомания в современной России:
сущность и особенности проявления...............................78
§ 2.1. Подростковая наркомания как форма девиантных практик ....78 § 2.2. Тенденции развития подростковой наркомании в Московской
области (по материалам социологических исследований)..............114
Заключение.................................................. 147
Список литературы ........................................... 150
Приложения................................................... 163
3
Введение
Актуальность темы исследования определяется, во-первых, широким распространением девиантного поведения в современном мире. В ситуации кризиса девиантность становится широко распространенным способом адаптации отдельных индивидов и социальных групп к быстро изменяющимся общественным условиям. В настоящее время сформировались несколько негативных тенденций, отражающих динамику социальных девиаций, а именно: а) рост количества индивидуальных девиаций; б) в связи с интенсивным развитием информационнокоммуникативных технологий появились новые виды социальных девиаций: компьютерная, игровая и интернет-зависимости, кибер-нреступлсния и др.; в) активно формируются маргинальные субкультуры, такие как молодежно-экстремистская, наркоманическая, криминальная и др., которые постепенно глобализируются, например, в форме международного нелегального рынка наркотических средств.
Во-вторых, серьёзную опасность для любой страны, независимо от ее географического положения, политического строя и социально-экономического благосостояния сегодня представляет наркоугроза. Проблема наркомании в Российской Федерации, паразитируя на недостатках и слабостях в организации социальной и экономической жизни, воспитания и образования, является одной из главнейших среди социальных проблем, стоящих перед обществом и властью, наряду с коррупцией, безработицей и преступностью. В 2007 г. на государственном учете в России состояло около 540 тыс. человек, которые или больны наркоманией, или регулярно употребляют наркотики с болезненными последствиями. Согласно международным методикам расчета, реальное количество наркозависимых составляет примерно в 5 раз большую величину, то есть 2,0-2,5 млн. человек или почти 2% населения страны. Процент населения, вовлеченного в злоупотребление опиатами, в нашей стране в среднем в 5-8 раз превышает соответствующий уровень в странах Европейского Союза. По данным ООН,
17
уязвимостью и значительной незащищенностью. Согласно статистическим данным переписи населения Российской Федерации в 2002 году, количество молодых людей 10-14 лет составляет 7,2% от всего населения, то есть 10 млн. 406 тыс. 377 человек, из них мальчиков — 5 млн. 312 тыс. 753 человека, девочек несколько меньше — 5 млн. 93 тыс. 624 человека соответственно1. На 1 января 2005 года в Российской Федерации проживало 29 млн. детей и подростков в возрасте до 18 лет2. Следует отметить, что за 2002-2008 г.г. численность населения России сократилась на 4,9 млн. человек. По прогнозам Государствснного комитета РФ по статистике, население страны к 2016 г. сократится по сравнению с началом 2001 г. на 10,4 млн. человек, или на 7,2%, и составит 134,4 млн. человек. Эксперты ООН даже полагают, что через 50 лет население РФ сократится до 115 млн. человек. Согласно некоторым другим прогнозам, к концу этого века в России может остаться всего 50-55 млн. жителей3.
Сокращение абсолютной численности и доли детского населения в структуре населения России происходит, во-первых, вследствие сокращения рождаемости и, во-вторых, взросления детей, их перехода в следующую социально-демографическую группу. В последние годы число родившихся детей оказывается значительно меньшим, чем число детей, выходящих за пределы детского возраста в связи с достижением 18-летия.
В социологической теории вопросы изучения социальнодемографических групп имеют определенный функциональный оттенок в контексте необходимости анализа процессов взаимодействия данных групп с другими социальными образованиями в обществе. При этом изучаются формы и условия духовно-нравственного развития, образования, досуга и т.п.
Подростковая социально-демо1рафическая группа обладает рядом особенностей, входящих в нее индивидов, отражающих социальное
1 Россия и страны мира: Стат.сб. / Гомкомстат России. - М., 2002. - СИЗ.
2 Положение детей в Российской Федерации. Доклад / Ред. Н.В. Ильина. - М.: Издание Совета Федерации, 2006.-С.З.
3 Российский демографический журнал. - 2001. - № I (5). - С.4.
18
положение (статус в обществе), характер деятельности, уровень сплоченности, степень взаимодействия, набор социальных ролей и т.п.
Прежде всего, рассмотрим эту подростковую группу в культурноисторическом контексте. Сразу же бросается в глаза, что конкретноисторический характер подросткового возраста во многом определяется эпохой существования, в которой происходит переход ребенка от детства в фазу взросления. В древние времена продолжительность жизни людей составляла 19-21 год. В Древнем Риме человек в среднем жил около 30 лег. Врачи Древнего Рима называли подростковый возраст пубертатным, что в переводе с латинского означает «обрастающий пухом, перьями». До эпохи Просвещения детей считали маленькими взрослыми. В Англии 12-летний ребенок являлся практически взрослым: к нему применялись все основные нормативно-правовые акты о труде.
Еще в конце XIX века средняя продолжительность жизни в России составляла 48 лет. Человек быстро переходил из детства в фазу зрелого возраста. С малых лет дети были вовлечены в трудовой процесс. Примитивный характер труда не требовал специального и длительного обучения. Младшие овладевали трудовыми навыками непосредственно в ходе труда, учась у старших, путем перенятия их опыта. Таким образом, общество состояло всего из двух поколений, между которыми не было никаких возрастных разрывов и переходов. По мере улучшения социальных и материальных условий существования увеличивалась продолжительность жизни людей. С развитием промышленности и усложнения всех процессов общественной жизни стали требоваться специальные профессиональные навыки, знания и умения. В связи с этим обучение в школе и специальных учебных заведениях стало носить более длительный характер, тем самым, увеличивая промежуток между детством и зрелостью (взрослостью). Тем не