СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................. 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ
УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ШКОЛ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
1.1 Феномен социальной самоорганизации общества как объект социологического анализа.............. 16
1.2 Самоорганизация молодёжи как процесс формирования 1ражданского общества........... 34
1.3 Общественное объединение учащейся молодёжи как механизм солидарных взаимодействий........... 54
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
ПРОЦЕССОВ САМООРГАНИЗАЦИИ
УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ШКОЛ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
2.1. Основные детерминанты самоорганизации молодёжи в условиях российского общества............... 78
2.2. Субъективные индикаторы самоорганизации учащихся
г
общеобразовательных школ................ 100
2.3. Приоритетные направления оптимизации социальной самоорганизации учащихся общеобразовательных школ........................................ 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................... 150
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТ ОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ......................................... 156
ПРИЛОЖЕНИЕ......................................... 173
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Ограничения процессов
самоуправления в советском обществе блокировало механизмы собственно социальной самоорганизации граждан, отличной от их интеграции под воздействием государства. Постсоветский период характеризуется
возрастанием процессов самоорганизации граждан, стремлением их к формальным и неформальным объединениям по достаточно широкому спектру интересов и потребностей. По данным Росстата общая численность некоммерческих организаций в Российской Федерации на 1 января 2009 г. составляла 669,9 тыс. Различные объединения кристаллизуют интересы социальных групп и слоев разной направленности: от общественно значимой до криминальной. Их противоречивость неоднозначно влияет на молодёжь, в коллективном сознании которой зарождаются, формируются и в дальнейшем развиваются основы гражданского общества.
С начала 90-х годов XX века процессы самоорганизации российской молодёжи, особенно учащихся общеобразовательных школ, вышли из-под доминирующего политшсо-государствеииого влияния, утратили своё приоритетное значение в социализации подрастающих поколений. Как следствие, ее самоорганизация идет не только на основе ценностей гражданского общества. Среди учащейся молодежи, в том числе общеобразовательных школ, получила развитие неформальная самоорганизация на основе таких деструктивных интересов, как потребление алкоголя и наркотических средств, совершение правонарушений, преступлений и других асоциальных действий.
В российском обществе, особенно в городах, так же получают распространение явления, при которых внешние условия провоцируют экстремальные проявления молодежного сознания. При этом в качестве альтернативных путей самоорганизации выступают различные формы молодежного экстремизма. Наиболее острыми среди них являются демонстративные акты насилия: от протестных шествий и митингов до
беспорядки, погружение общества в анархию. Исходя из предположения, что у разумных существ общественный порядок или, наоборот, социальный хаос и анархия зависят от состояния- умов, О.Конт предлагал упорядочить систему знаний человечества [781. Взаимосвязь людей и социальных групп понимается им как солидарность, сотрудничество, взаимопомощь, которые как раз и лежат в основе самоорганизации. По его мнению, «приходится признать, что пока отдельные умы не примкнут единодушно к некоторому числу общих идей, на основании которых можно построить общую социальную доктрину, народы, несмотря ни на какие политические паллиативы, по необходимости останутся в революционном состоянии и будут вырабатывать только временные учреждения. Равным образом достоверно и то, что, коль скоро это единение умов на почве общности принципов состоится, соответствующие учреждения неизбежно создадутся без всякого тяжелого потрясения, так как самый главный беспорядок рассеется благодаря одному этому факту» [78].
Г. Спенсер так же указывал на процессы социальной самоорганизации, в которых «при господстве системы свободы хорошее само вырабатывается из массы дурного» под действием жизненных тягот, что постоянно поддерживает и возбуждает желание изменить своё положение [145, с.32]. По мнению Г. Спенсера, различные части социальной организации создавшейся добровольно, связаны между собой таким образом, что вы не можете действовать на одну, не действуя более или менее и на все другие [145, о.214]. Это состояние всеобщей взаимосвязанности, на которое указывает учёный, и лежит в основе процессов самоорганизации.
Основной механизм самоорганизации описан Г. Спенсером следующим образом: «когда все люди в своём поведении подчиняются влиянию внутренней силы, т.е. своему нравственному чувству, то правительство становится излишним. Напротив, если нравственное чувство недостаточно интенсивно, то немыслимо обойтись без дополнительного руководства силы, привходящей извне. Ч'олько такое общество может
19
обойтись без всякого правительства, если его членами являются личности, стоящие на высшей ступени нравственного чувства, т.е. существа, придерживающиеся в своём отношении к другим людям тех же принципов, которые они желали бы видеть применёнными к себе» [73, с.207].
Понимание социальной самоорганизации как стремления общества к максимальной устойчивости, равновесию и гармонии, которую отстаивали первые социологи, часто становится объектом критики. Основанием этому становится возрастание нестабильности и хаоса, наблюдаемое в современном обществе. Однако, на наш взгляд, хаос всего лишь характеризует кризис предшествующих форм бытия тех или иных процессов, а не весь процесс в целом. Со временем в хаосе обнаруживаются объединяющие силы, которые выступают организующим началом.
Подход к самоорганизации как к процессу перехода от простого к сложному обоснован Э. Дюркгеймом. В его представлении коллективные способы действия и мышления существуют реально вне индивидов, которые постоянно к ним приспосабливаются. Это вещи, обладающие своим собственным существованием. Но, чтобы существовал социальный факт, нужно чтобы, по крайней мере, несколько индивидов соединили свои действия, и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез имеет место вне каждого из нас, так как он образуется из множества сознаний, то он непременно имеет следствием закрепление, установление вне нас определённых способов, действий и суждений, которые не зависят от отдельно взятой воли [51, с.21]. Таким образом, источником социальной самоорганизации выступает коллективное сознание некой социальной группы, общности.
Г.Зиммель, внесший значительный вклад в теорию социальной самоорганизации, считал, «что в той мере, в какой отдельный человек отдается служению своей группе, он получает от нее форму и содержание своего собственного существа. Добровольно или не добровольно, но член малой группы сплавляет свои интересы с интересами совокупности, и, таким
- Київ+380960830922