2 *
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................... 3
Глава 1. КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСКИ-ИННОВАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 19
1.1. Роль человеческого капитала в деятельности профессорско-
преподавательского состава......................... 19 •
1.2. Структура творчески-инновационной системы.......... 44
1.3. Понятийно-категориальный аппарат: творчество, новация,
инновация.......................................... 65
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРОФЕССОРСКО-
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА......................... 80
2.1 Социально-культурные условия реализации творческого
процесса........................................... 80
2.2. Организационно-управленческие факторы реализации
элементов творческого процесса творчески-инновационной системы............................................ 114
2.3. Политико-правовые принципы обеспечения стабильности
творческого процесса............................... 134
2.4. Механизмы оценки и стимулирования творческой активности
преподавателей вуза................................ 149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................. 177
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................... 182
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................. 197
'V' ~
ВВЕДЕНИЕ
Ориентация страны на инновационный путь и становление экономики знаний - приоритетное направление развития России на долгосрочную перспективу. Данный процесс характеризуется непрерывным и ускоряющимся темпом обновления знаний, расширением информационного поля и усложнением профессиональных компетенций.
В качестве ключевого приоритета определяется концепция непрерывною образования (life-long education) как образа жизни и повышение значимости высшего образования как гаранта подготовки, конкурентоспособного актора инновационной экономики — инициативного и социально-ответственного человека, способного не только создавать новации, но и эффективно продвигать их.
Основополагающую роль в его воспитании, соответствующем потребностям общества, играют высшие учебные заведения (как социальный институт). Профессорско-преподавательские кадры вуза являются основным (но не единственным) субъектом, от которого зависит наращивание
творческого и инновационного потенциала населения. Они готовят кадры для, инновационной экономики, передают накопленные знания и опыт, обучают’ разностороннему «видению» проблемы и творческому подходу к её решению.
Одним из факторов обеспечения качества подготовки специалистов, выступает высокая творческая активность профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений в сфере образования и научных исследований, восприимчивость ко всему новому и прогрессивному. От этих и иных условий зависит эффективность и результативность
профессиональной деятельности преподавателя.
Вышесказанное обосновывает особую необходимость изучения’ структуры творческого процесса и условий, определяющих его реализацию
19
Глава 1. КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСКИ-ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
•
1.1; Роль человеческого капитала в. деятельности профессорско-преподавательского состава
Еще в 80-х годах XX века А.И. Колков утверждал, что «наше время время глобального человеческого творчества» [62, с. 87]. Китайская книга перемен гласит, что «творчество - начало всего сущего» [162, с. 124], не ограничиваясь конкретным периодом. Очевидно, что стремление к обновлению было актуально всегда, но в XXI веке оно достигло апогея;
Для построения знаниевой экономики необходимо воспитание ее акторов не только как творческих, но и всесторонне развитых личностей, с* повышенной восприимчивостью новаций и толерантностью ко всему новому. Основополагающую роль в этом процессе играет образовательный процесс. Поэтому наша задача заключается в теоретическом обосновании доминирующей роли университетов как генераторов-и распространителей знаний в формировании «нового» человека для построения «новой» экономики и в доказательстве значимости высших учебных заведений для любой экономической (инновационной) системы.
В рамках информационной цивилизации «уровень образованности, профессиональной компетентности кадров в самых различных отраслях* экономики, управления становится важнейшим фактором, конкурентным преимуществом нации в глобализующемся мире» [156, с. 4]. Сегодня высшее образование перестает быть «элитарным» и приобретает массовый характер, выступая необходимым минимумом для личности, претендующей на конкурентоспособность, востребованность и самореализацию.
В связи с этим экономика, основанная на приоритете знаний и высокой квалификации работников, предполагает неуклонный рост удельного веса специалистов с высшим и послевузовским образованием. По прогнозам
20 '
экспертов, через 30-40 лет доля населения с вузовским образованием достигнет двух третей [55, с. 53-54].
Результаты Мониторинга, экономики* образования, инициированного Министерством образования и науки России, демонстрируют сильную ориентацию родителей на получение детьми именно высшего образования (88-90% респондентов) и готовность финансировать образовательный, процесс (более 50%) [118, с.7].
Реализация данных намерений, видна через рост студенческого контингента. Если в 1995/1996 учебном году в Российской Федерации на* 10.000 населения приходилось 188 студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, то к 2008/2009 учебному году данный показатель возрос почти в три раза, достигнув уровня в 529 человек [115, с.294-295].
Сегодня в России (по данным на 2008 год) среди лиц занятых в экономике высшее образование имеют 27,9%, что на треть выше показателя. 1995 года (18,4%) [117, с. 139]. Максимальная доля лиц с высшим образованием представлена в Москве и Санкт-Петербурге (49,9% и 40,9% соответственно) [146]. Очевидна положительная динамика роста уровня образования. Однако для перехода экономики страны с сырьевого направления на инновационное, доля лиц с высшим и послевузовским образованием должна быть выше.
В настоящее время более половины занятых россиян имеют высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование. В 2008 году их численность достигла 56,0% [ 117, с. 139].
Одна из экономических выгод высшего и послевузовского образования проявляется через статистику уровня занятости — с повышением уровня-образования снижается количество безработных.
Среди безработных доля лиц с высшим образованием составила в 2008 году — 12,3% (в 1995 году — 9,2%). В общей численности безработных снижается доля лиц имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее
- Київ+380960830922