Ви є тут

Связи с правительством (GR) как новая социальная практика постсоветской России

Автор: 
Почхуа Нино Зурабиевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301999
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ (СИ)
§ 1. Проблема самоорганизации общества в контексте социально-
политических изменений 15
§ 2. Связи с правительством (вЯ) как новая форма социального
взаимодействия 32
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗЕЙ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ (вЯ) В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
§ 1. Проблема концептуализации «связей с правительством (вЯ)» 55
§ 2. Содержание связей с правительством (вЯ) как коммуникативной практики 80
ГЛАВА III. СВЯЗИ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ (вИ) В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
§ 1. Связи с правительством (вЯ) как вид профессиональной деятельности в современной России 103
§ 2. Основные проблемы функционирования института связей с правительством (вЯ) в постсоветской России и возможные пути их преодоления 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144
СП И СОК Л ИТЕРАТУ РЫ 157
2
Актуальность темы исследовании. Два десятилетия, прошедшие с момента образования современной России, ознаменовались глубокими переменами в политике и социально-экономических отношениях российского социума. За это время в стране сложились первичные основы для формирования рыночной экономики и гражданского общества, были задекларированы и утверждены фундаментальные права и свободы человека и гражданина, возникли и получили свое развитие социальные практики, фактически отсутствовавшие в советском обществе.
Масштабность изменений, произошедших в посткоммунистической России, свидетельствует о том, что необходимость перехода от тоталитарной (или же авторитарной) формы правления к демократическим нормам и принципам в российском обществе не подвергается сомнению. Так, судя по результатам последних исследований ВЦИОМ, 40% населения страны полагает, что демократия является наилучшей формой правления, а 67% респондентов так или иначе поддерживают демократические преобразования. От 60 до 85% россиян положительно оценивают введение и закрепление в современной России основных демократических форм участия населения в социально-экономическом и политическом процессах (Петухов, 2007).
Следует отмстить, что основой любой демократической системы является участие граждан в общественной и политической жизни страны, а ключевыми «слагаемыми» демократии - личные и политические свободы и самоуправление. В этом плане крайне важной представляется проблема повышения дееспособности и эффективности демократических институтов, формирование возможности для самореализации активных групп населения и их участия процессе государственного управления и администрирования, то есть создание
3
единица мобилизуется, она имеет тенденцию изменять не только свою собственную структуру и границы, но также и структуру той более высокой единицы, членом которой она является, то есть влиять на власть и определять ее решения. Это заставляет исследователей рассматривать организации негосударственного сектора как новой движущей силы социальной эволюции на современном этапе развития общества (Etzioni, 1968; Штомпка, 1996).
«Общество участия» характеризуется как демократическое общество. С точки зрения участия демократия предстает в качестве деятельности, с помошыо которой граждане и их объединения участвуют в управлении государством или регионом. Власть здесь рассматривается в контексте сотрудничества, а гражданское участие - как один из возможных способов сбалансировано реализовать потребности основных социальных групп. В связи с этим еще одним синонимом «общества участия» является термин «партиципаторная демократия» (или «демократия участия») - форма политической организации общества, предполагающая непосредственное участие граждан в подготовке, осуществлении' и принятии политических решений, и сочетающая элементы непосредственной (прямой) демократии с элемен тами представительной демократии (Яценко, 1999).
В «живой демократии» (Lappe, Du Bois, 1994) институты гражданского общества, дополняя традиционные для репрезентативной демократии системы территориального и партийного представительства, способствует вовлечению в процессы выработки и принятия политических решений всего множества самых разнообразных общественных групп интересов, что обеспечивает формирование гармоничной и максимально сбалансированной государственной политики, учет интересов различных социальных групп (Перегудов, 2003; Павроз, 2005).
С этой точки зрения, важным представляется теоретическое структурирование концепта «общества участия», предложенное Д. Коэном и Э. Арато. Авторы, в частности, предполагают отграничить «общество участия» как
16
совокупности независимых от государства акторов и их групп, а также каналов коммуникации, связывающих общество и политические партии, политические организации и органы публичной политики (Коэн, Арато, 2003).
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что между политическим и общественным участием, нет жесткого разграничения. Более того, демократизация общества должна открывать путь в политику новым субъектам, предлагающим для обсуждения новые проблемы и ценности. При этом указанные субъекты могут и не становиться участниками той или иной институализированной политической структуры (например, политической партии или ее фракции в парламенте), но. тем не менее, способны включиться в сферу политического в качестве профессиональных участников (Самойлова, 2008).
Приведенные точки зрения позволяют нам сформулировать рабочее определение «общества участия». Под «обществом участия» мы будем понимать форму взаимодействия государственного и негосударственного секторов, заключающуюся в сотрудничестве, сорегуляции, сопроизводстве и соруководстве представителей государственных и частных организаций в процессе выработки и реализации государственной политики.
Лейтмотивом концепций «общества участия» является признание статуса личности, субъекта социальных отношений как самоценного и определяющего элемента социальных и политических систем. При этом выделяются три доминанты:
- духовная - в соответствии с этой позицией, в основе «общества участия» находится самодостаточная, активная, свободная личность, реализующая и отстаивающая свои права;
- экономическая - предполагает, что «общество участия» возможно при наличии частной собственности как основы и условия свободы социального
17