ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования института образования в современном обществе 17
1.1. Современный институт образования как объект социологического анализа в условиях трансформирующегося общества 17
1.2. Основные тенденции развития и факторы трансформации института высшего профессионального образования в современной России............................................................. 46
1.3. Методологические основания изучения трансформации института высшего профессионального образования МВД................ 85
Глава 2. Состояние системы высшего профессионального образования в МВД и основные направления ее трансформации в современных условиях............................................. 95
2.1. Социологический анализ противоречий и проблемы совершенствования состояния высшего профессионального образования
в МВД............................................................. 95
2.2. Непрерывное профессиональное образование -стратегическое направление современной образовательной политики
и реализация ее в вузах МВД России................................ 121
2.3. Концепция государственной образовательной политики в МВД
в современных условиях............................................ 140
Заключение................................................... 161
Литература................................................... 165
>
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Вступление человечества в третье тысячелетие совпало с крупными социальными изменениями, происходящими в мировом сообществе. Усилился процесс глобализации, быстро распространяются информационные технологии, другие инновации, ведущие к фундаментальным позитивным изменениям в мировой экономике, расширению возможностей общения и взаимодействия людей, процветанию демократии. Одновременно наметился и углубляющийся разрыв между развитыми и развивающимися странами в масштабах информационно-технологического развития, обусловливающий цивилизационное отставание последних.
Ключевым фактором современного развития, непосредственно влияющим на его качественные характеристики, становится высокий потенциал общего и особенно высшего профессионального образования населения. Именно качество образования во все большей мере определяет положение государства в современном мире и человека в обществе, а также эффективность профессиональной деятельности.
Построение правового государства в России требует глубокого изучения функционирования институтов власти, одним из которых являются органы внутренних дел. Эффективность их деятельности во многом определяется уровнем профессиональной подготовки кадрового состава. Динамизм социально-экономических преобразований в России, обострение криминальной обстановки, потребность правоохранительной системы в сотруднике, способном осуществлять профессиональную деятельность в новых социокультурных условиях, предполагают совершенствование системы подготовки кадров для органов внутренних дел.
Однако в настоящее время обозначился разрыв между «профессионализмом» преступного мира и уровнем готовности кадров правоохранительной системы к выполнению служебных обязанностей. Кроме того, остро ощущается нехватка квалифицированных специалистов. Поэтому усиление охранительной роли государства невозможно осуществить без улучшения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1. Современный институт образования как объект социологического анализа в условиях трансформирующегося общества
Современное человечество вступило в мир сложнейших зависимостей и всеобщих проблем, связанных с экологическим кризисом, национальными и социальными конфликтами, идеологической и нравственной дезорганизацией. Анализируя процессы, происходящие в обществе за последние десятилетия, мы вынуждены констатировать, что характерными для него стали разобщенность людей, социальная апатия, равнодушие, в других случаях -крайняя нетерпимость, национальная вражда, экстремизм и т. п. Поэтому особую значимость обретает такой социальный институт, как образование.
Наблюдаемая сейчас ломка ценностей, навязывание тех, что несовместимы с ментальностью большинства россиян, дезориентировали процесс образования, стимулировали тенденцию к ограничению его только профессиональной квалификацией обучаемого. В этом плане актуальными для системы образования становятся разработка приемлемой для большинства людей системы ценностей; формирование социальных норм, направленных на утверждение этих ценностей; отстаивание и утверждение национальных интересов, сохранение контроля над интеллектуальными ресурсами.
Общественно-экономические и политические преобразования, происходящие в России, оказывают влияние на обострение противоречий в обществе, в том числе и в системе управления процессами воспитания и образования.
В этой системе углубляются следующие противоречия:
1. Противоречие между стремлением видеть российское общество процветающим, с современной рыночной экономикой, гражданским обществом и тем состоянием России, в котором она, с точки зрения большинства
молодежи, находится. Это — полуразвалившаяся экономика, коррумпированность властей, нищенское существование большинства молодых людей, усложнение криминальной обстановки и т. д.
2. Противоречие-между оставшимися административными методами воспитания и управления и стремлением молодежи- к демократическим, гуманистическим формам жизнедеятельности, к самостоятельности, к самоуправлению. Догматизм и шаблоны в преподавании, оторванность его от действительности, бесконфликтность и прямолинейность некоторых учебных курсов, особенно гуманитарного цикла, их претензии на истину в последней инстанции формируют у молодежи облегченное представление о модернизации российского общества, собственности, политике и власти, мере труда и потребления, настоящих и мнимых ценностях. Учителя оказались не подготовленными к новым условиям организации учебно-воспитательного процесса. Социологические исследования показывают: 46% опрошенных учителей не скрывают, что они в преподавании пользуются авторитарными методами.
3. Противоречие между объективной необходимостью реформы системы образования и воспитания и возможностями государства ее обеспечить.
4. Противоречие между старыми ценностями общества, с которыми молодые люди еще не успели расстаться, и новыми, которые они еще не успели освоить. Молодежь отрицательно относится к коммунизму и социализму как ценностям старого общества и в то же время настороженно воспринимает индивидуализм, приветствует ценность рынка, частной собственности, свободы, демократии, религии, церкви.
5. Противоречие между нарождающимся новым производством, рыночными отношениями и невостребованным инновационным потенциалом молодежи. Сегодня в стране отчетливо проявляется отчуждение молодежи от производительного труда, для многих молодых людей труд утратил смысл как средство самореализации, самоутверждения. Вместе с тем, реалии жизни (безработица, неплатежи, задержки заработной платы и т. п.) стимулируют
18
- Київ+380960830922