Ви є тут

Формирование институциональной структуры рынков : стратегии и концепции контроля транснациональных корпораций

Автор: 
Смелова Алёна Андреевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302307
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Глава 1
1.1.
1.2.
1.3.
Глава II
2.1.
2.2.
2.3.
Оглавление
Введение................................................ Стр.З
Теоретические и методологические основы исследования
институциональной структуры рынков...................... Стр.19
Теоретические подходы к анализу функционирования рынка
и его институциональной структуры....................... Стр. 19
Экономическая активность транснациональных корпораций как фактор динамики институциональной структуры
рынков.................................................. Стр.44
Методология исследования формирования
институциональной структуры рынков...................... Стр.76
Формирование институциональной структуры
рынков.................................................. Стр.91
Институциональная структура рынка РФ.................... Стр.92
Институциональная структура транснациональных
корпораций и их деловая стратегия....................... Стр. 122
Концепции контроля транснациональных корпораций на
рынке РФ................................................ Стр. 161
Заключение.............................................. Стр. 176
Примечания.............................................. Стр. 188
Литература.............................................. Стр. 190
Приложение 1............................................ Стр.213
Приложение 2............................................ Стр.217
3
Введение
Вопрос «Что такое рынок?» вызывал интерес у многих поколений ученых. Первоначально на него пытались дать ответы экономисты, представляя его как сферу производства и обращения, абстрактный механизм ценообразования, который является центральным в распределении ресурсов в экономике, процесс и результат человеческих действий, экономический инстит>лт. Однако, начиная с 1980-х гг. социологи, неудовлетворенные решением вопроса, разработали свое понимание рынка. Так образовалось научное направление «социология рынков», которое стало изучать рынки как результат социального взаимодействия участников рынка, исследовать социальные формы организации участников на рынке, их социальный статус и др. На сегодняшний день существенным в понимании природы рынка является ряд вопросов: по каким правилам функционирует и развивается рынок, какие культурные смыслы составляют его сущность и самое главное -кто их производит, а значит, кто конструирует рынок как социальную реальность? Правила и коллективные смыслы социального взаимодействия, которые поддерживаются эксплицитными и имплицитными соглашениями, составляют основу институтов. Соответственно, возникает вопрос: кто конструирует рынок и его институциональную структуру?
Главной проблемой в диссертации явилось противоречие между традиционным представлением о роли государства в конструировании рынка и его институциональной структуры и практикой активных действий других участников рынка, в частности, транснациональных корпораций в этом процессе. Национальное государство всегда активно участвовало в создании современного рынка и регулировании экономических отношений в своей стране. Эта точки зрения была высказана К.Поланьи и является общепринятой на сегодняшний день. Государство играет важную роль в формировании и поддержании рыночных институтов. Однако современная
21
одно и то же: «Они представляют собой место, где встречаются
«предлагающий» и «спрашивающий» товар». Только биржа - это «рынок предметов народного продовольствия, предложение и спрос которых всегда огромны» [Вебер, 1897: 11]. На бирже вращаются два типа товаров -««продукты», товары в собственном значении этого слова, и деньги, в виде векселей, государственных билетов и т.п. ценных бумаг, поэтому биржа делится на «товарную» и «денежную» » [Вебер, 1897: 12].
Биржевая торговля, как мы понимаем ее сегодня, развилась на почве обращения ценными бумагами и различными видами денег, а отнюдь не на почве товарной торговли. Одним из наиболее важных моментов в биржевой торговле является рациональная спекуляция a la baisse (игра на понижение), так называемая дешевая покупка и дорогая продажа, совершаемая в разное время, в расчете получить барыш.
Именно валюта выступила первым объектом спекулятивной сделки, вернее бумажные деньги, банкноты, государственные ренты и колониальные бумаги. Гигантских масштабов она достигла несколько позднее в период постройки железных дорог, под дело которых были выпущены ценные бумаги. Если говорить о продуктах, то первыми в круг биржевой спекуляции попали зерно и часть колониальных продуктов [Всбср, 1897: 269-270].
Анализируя экономическую деятельность различных бирж: нью-йоркской, лондонской, парижской, берлинской, франкфуртской, гамбургской и прусской, - Вебер заключает, что главная функция биржи - образование цен: «...она с техническим совершенством выполняет чрезвычайно полезную и связанную со спекулятивной торговлей функцию уравнения цен. Арбитражер, дешево покупая в Париже и дорого продавая в Лондоне, увеличивает спрос на первом и предложение на втором рынке, следовательно, распределяет запасы пространственно» 1Вебер, 1897]. Фиксированием и утверждением ежедневного курса разных бумаг
22
занимались «присяжные» маклеры. Данные отчеты содержали информацию о делах, заключенных при посредничестве, а также ценах, по которым была совершена биржевая сделка, что было крайне выгодно для купцов, участников подобных закрытых клубов [Вебер, 1897: 46]. Официальные курсовые бюллетени вошли в обычай лишь в XIX столетии [Вебер, 2001: 271] и данные о фиксированных ценах стали доступны широкой общественности посредством газет.
Вебер убежден, что участвовать в ценообразовании должны обладатели крупного капитала, т.е. устанавливать правила игры на фондовом рынке: «Биржа - монополия богатых, а потому верх безрассудства открывать доступ к ней несостоятельным и, следовательно, бессильным спекулянтам, на которых крупные капиталисты могут свалить свою ответственность» [Вебер, 1897: 46].
Таким образом, Вебер понимал фондовую биржу как средство власти в экономической борьбе. Цена на рынке является результатом экономической борьбы (ценовой борьбы). Вебер выделяет два аспекта ценовой борьбы.
1. «Борьба интересов» на рынке между двумя участниками, которые вовлечены в обмен.
2. «Конкурентная борьба» между теми, кто потенциально заинтересован в процессе обмена в его самом начале.
В дальнейшем Вебер стал социологом, он переработал свою концепцию рынка, определив ее в терминах методологического индивидуализма и понимания смысла поведения действующих субъектов.
В «Хозяйстве и обществе» Вебер дает следующее определение рынка: рынок существует там, где есть конкуренция, даже если она односторонняя, относительно возможности обмена между множеством участников. Сосредоточение в рамках одной территории (такой как локальный рынок), ярмарка, (когда речь идет об удаленном рынке) или обмене (рынок купцов) создает наиболее плотное рыночное образование. Однако, это- только