Ви є тут

Социальная динамика культурной политики в современной России

Автор: 
Карпова Галина Геннадьевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2011
Артикул:
302890
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ...........................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ..................................................24
1.1. Концептуализация социального поля культурной политики: методологическое обоснование...................................................24
1.2. Методология сравнительного анализа моделей государственной культурной политики: кросс-культурный аспект.............................69
Глава 2. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ........................................................95
2.1. Социальная динамика российской культурной политики..........95
2.2 Социологический анализ основных трендов развития культурной политики современной России..............................................119
Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.........................................................161
3.1. Социальные взаимодействия в поле культурной политики в условиях культурного многообразия.................................................161
3.2. Социальное исключение в условиях «единого культурного пространства»: доступность услуг в сфере культуры...........................179
Глава 4. ЦЕННОСТНО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
221
4.1. Социальное взаимодействие в пространстве праздничной культуры, практики трансляции идеологии власти..................................221
4.2. Социокультурные основания ценности инклюзии в информационном поле культуры.....................................................274
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................311
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................322
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................356
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретической рефлексии и разработки новых подходов к изучению научно-практических проблем, касающихся социальных последствий осуществления культурной политики. Результаты проводимой культурной политики воздействуют на сферу культуры, в которой осуществляется производство и воспроизводство ценностных образцов посредством институтов образования, средств массовой коммуникации, творчества и искусства, сохранения и использования наследия. Культурная политика играет важную роль в решении необходимых для любого общества и государства просветительских и научных задач сохранения национального наследия, повышения интеллектуального и творческого человеческого потенциала. В качестве социально структурирующей и упорядочивающей силы культурная политика обеспечивает социальные коммуникации и поддержание общности, воспроизводство и модернизацию ценностно-символической системы общества, способствуя формированию базы социальной сплоченности.
Ярко выраженная разнородность культурного, социального и экономического пространства России, обострение социальных проблем, углубление имущественной дифференциации, снижение степени доступности культурных благ требуют выработки новых концепций и механизмов осуществления культурной политики с позиции оценки ее социальной эффективности. Общественный интерес к проблемам культурной политики в условиях плюрализации жизненных стилей и подходов к управлению выражается в дебатах о коммерциализации сферы культуры,
• I ' \ .■ I
отсутствии механизмов сохранения духовного наследия и воспроизводства
• . . <
культурных традиций. Коммодификация культуры ведет к возникновению и существенным изменениям принципиально новых и традиционных видов и форм культурной деятельности. Происходит постепенное вытеснение
3
культурно-политические силы, в конечном счете, «несут ответственность» за изменение социетального типа общества36.
В процесс социальных изменений активно вторгается конструирование новых форм времени и социальных пространств, «...требуя не только научного анализа, но и принятия конкретных решений, связанных с совершенствованием социальных институтов, выработкой динамизма стиля жизни, нормы взаимодействия культур»37. Стремительное ускорение и обновление являются ведущими характеристиками современной жизни постиндустриальных обществ, делают их чрезвычайно динамичными системами, стимулируя радикальные изменения социальных связей и форм человеческих коммуникаций. Время существует как форма и фактор буквально во всех видах деятельности и как знаковая форма в различных текстах . Социологическая интерпретация категории «время» и «пространство», неизбежно политизируется в контексте анализа социальных изменений. Данная тенденция ярко прослеживается в работах, формирующих концепцию модернизации (Д.Белл, И. Валлерстейн, Н. Данилевский, А.Тоффлер, А.Панарин, А. Печчеи, О.Шпенглер, Г. Чибриков).
Одной из определяющих сил, вызывающих социальные изменения выступают социальные движения. В осмыслении данного феномена мы опираемся на определение П. Штомпки, который понимает под социальными движениями свободно организованные коллективы, действующие совместно в неинституциализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе39: "Этот деятель (агент) появляется на экранах телевизора всякий раз, когда мы включаем его, чтобы посмотреть новости. Толпы в городских
16 См. подробнее об этом: Заславская Т.Н.. Ядов В.А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений И Социологический журнал. 2008. № 4. С. 17.
Ярская В.М., Яковлев Л.С., Печен кин В.В., Ежов 0.11. Пространство и время социальных изменений. Саратов: «Научная книга», 2004. С.З.
35 Ярская В.Н. Время в эволюции культуры: Философские очерки / Под. ред.А.Г.Спиркина.
Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1989. С.9.
39 Шго.мпка П. Социоло! ия социальных изменений / Пер с нем. М.: Аспект Пресс. 1996. С.335.
40
скверах, протестующие против политики правительства; мрачные лица бастующих британских шахтеров; американские юнцы, пикетирующие атомные станции; студенты, сражающиеся с отрядами полиции на улицах Сеула; мусульмане, атакующие христиан, и наоборот; сербы, воюющие с боснийцами, и боснийцы, воюющие с сербами; черные африканцы’ протестующие против апартеида; женщины, пикетирующие клиники, где делаются аборты; французские крестьяне, блокирующие дороги”40.
Социальные движения представляют собой исторически универсальный феномен. Люди всегда имели причины для объединения и борьбы за свои коллективные цели против тех, кто стоит на пути к их достижению. «Группы интересов, локальные или международные негосударственные организации, общественные объединения и прочие формы социальности ставят перед собой разные по уровню сложности задачи - от улучшения качества жизни, охраны прав до структурных форм государственной политики или г модификации ценностей и практик людей»“. В России появляются новые гражданские инициативы и развиваются существовавшие ранее общественные движения. Некоторые уже приобрели широкий размах и-получили легальное организационное оформление. Другие представляют собой распространенные, но стихийные формы самоорганизации. Мы обратимся к практикам проявления социального движения при анализе основных трендов современной российской культурной политики- Таким образом, изменения в культурной политике могут быть инициированы государством и оппозицией, культурой мейнстрима и контркультурой. Предпосылки к изменениям могут возникать и внутри грансДЛнекого общества.
л0 Штомпка П. Социология социальных изменений /' Пер с нем. М.: Аспект Пресс, 1996. СИ^-341. й! Общественные движения в России: точки роста, камни претювения / Под редакцией П.Романова и Г.. Яре кон-Смирновой М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ. 2009. С.7.