Ви є тут

Статусно-ролевые позиции преподавателей вузов как проявление гендерной асимметрии профессиональной деятельности : на примере г. Хабаровска

Автор: 
Остапенко Анна Борисовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304005
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
введение............................;.............................3
ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ
ОБЩЕСТВЕ....................................................... 19
1.1 Социологические основания категории «гендер», гендерных ролей и отношений...............................................................J9
1.2 Гендерная асимметрия' на рынке труда в современном обществе: критерии и показатели;.1................................ .у. ...41
1.3 Гендерная асимметрия профессиональной деятельности
в образовательном пространстве: причины и динамика.....’....... 65
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ............ 1........................
ГЛАВА 2. СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ НАБОР ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОЙ АСИММЕТРИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. ХАБАРОВСКА)... ........................................ ...85
2.1 Причины гендерной асимметрии профессиональной деятельности в вузе и социальные процессы, влияющие на ее динамику............. ....85
2.2 Гендерная асимметрия статусно-ролевого' набора преподавателей в' вузе....................................................... 107
2.3 Гендерные стратегии социального поведения как дополнительный ресурс
статусно-ролевых достижений................................. 125
ВЫВОДЫ:ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ...........:........................:.....156
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................... 162
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ............................ 165
ПРИЛОЖЕНИЯ...; ......;.................................. .......180
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема гендерной асимметрии в России относится к числу сложных, недостаточно изученных и не потерявших свою актуальность. Ее актуальность связана с тем, что одно из базовых для общества социальных неравенств сегодня переживает стремительную трансформацию, которая сказывается и на статусно-ролевой дистрибуции общества в целом. Классические образцы поло-ролевого разделения труда, детерминированного гендерными стереотипами, сегодня деформируются. Но сама трансформация не завершена. Соответственно; на структуру гендерных отношений одновременно действуют и прежние (патриархальные) нормы и вновь возникающие социальные связи и стратегии. Результатом этого-процесса на макросоциальном-уровне является-гендерная асимметрия: Гендерная- асимметрия* - это нарушение
согласованности, соразмерности в социальных взаимных отношениях мужчин и женщин1. Данное явление охватывает всю совокупность отношений и сферы жизнедеятельности общества.
Наша диссертационная работа посвящена изучению гендерной асимметрии профессиональной деятельности в сферах высшей школы и науки; а также выявлению связи между гендерными- стереотипами, господствующими в дальневосточном социуме, и статусно-ролевыми позициями- преподавателей, в вузе: Для- названных сфер в-> любой- стране традиционно характерен гендерный дисбаланс среди научных направлений и сфер образования. Асимметричность положения женщин в сферах науки и высшей школы многолика. Одной из основных причин этого явления'служит сосуществование в одном социальном пространстве и, соответственно,, в одном сознании гендерных стереотипов различной природы, противоречащих друг другу. Идеи женского равноправия в публичной сфере накладываются на патриархальные нормы, господствующие в приватной
1 Ильиных С.А. Гендер как феномен управления /Электронный ресурс/ http://www.isras.ni/ab.stract Ьапк/1208247619.pdf
18
гендерную асимметрию в образовательном пространстве может способствовать прогнозированию и корректированию гендерной ситуации в высшей школе.
Материалы диссертации могут быть использованы для расширения теоретической, организационно-методической и информационной- базы о гендерной проблематике и её проявлениях, в просветительских целях - для разработки учебных курсов по гендерной социологии, отдельных тем курса социологии, теории социальной работы и других гуманитарных дисциплин.
Апробация исследования. Основные результаты и положения диссертационного исследования прошли апробацию на X Международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (г. Новосибирск, 2010 г.),' на региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики и образования» (г. Хабаровск, 2010 г.), на IV Всероссийской научно-практической конференции-«Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем» (г. Уфа, 2010 г.), на внутри вузовских конференциях и научно-методических семинарах. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре социологии, политологии, и регионоведения Тихоокеанского государственного университета.
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 12 научных работ в сборниках ведущих вузов России, в том числе 3 работы в изданиях, включенных в перечень Минобразования и науки РФ.
Структура диссертации. Структура работы соответствует поставленным.- задачам и отражает особенности методологии исследования. Диссертационная-работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
19
Глава 1 Гендерная асимметрия профессиональной
деятельности в современном российском обществе
1.1 Социологические основании категории «гендер», гендерных ролей и
отношений
В обыденной жизни мы чаще всего, говоря о мужчинах и женщинах, используем э ти категории как самоочевидные и беспроблемные. Однако пол;
это 'совокупность взаимно- .контрастирующих генеративных (репродуктивных) и связанных с ними признаков особей одного вида. Особи с противоположными признаками продуцируют гомсты (половые клетки)
' разных типов, способных к слиянию друг с другом.. Рассматривая репродуктивный статус человека, С. Лаккер говорил об однополой модели. Единственный- пол это мужской, а женский считался* недоразвитой его* формой: К. Гален говорил, что мужской и женскиш организмы подобны. «Пол организмов - совокупность признаков, имеющих прямое или косвенное. отношение к размножению, по которым; у большинства организмам можно1 различить мужские и женские особи» [22, С. 498.]
Ч; Дарвин, отвечая на вопрос: почему в ходе эволюцинрасттельного и животного мира развились два пола, в 1876 г. писал, что ответ на это заключается в, той большой; выгоде, которая-проистекает от слияния двух несколько: дифференцированных- особей;, и; за исключением' наиболее низко стоящих организмов; это возможно лишь при помощи половых элементов... И этот факт вполне достаточен для того,, чтобы объяснить происхождение половых элементов, то есть генезис двух полов: [42, С. 662.] •
Дарвинистский исторический метод вскрыл биологический смысл половой, дифференциации, а следовательно- и причины возникновения, закрепления и развития сексуальности в процессе эволюции органического мира. Задача социологии — раскрыть смысл социальной дифференциации полов и социополовых отношений. В русском языке «половые отношения» долго трактовались и как сексуальные, и как отношения между полами, в том