Ви є тут

Особенности профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей вузов : на примере Хабаровского края

Автор: 
Черевко Марина Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304488
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ......................................................18
1.1. Сущность и содержание профессионального самоопределения в трудах отечественных и зарубежных ученых.......................18
1.2. Мотивация и ценностные ориентации в структуре профессионального самоопределения.........................................39
1.3. Этапы, структура и факторы профессионального самоопределения студентов...............................................58
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ........................................76
ГЛАВА И. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ..........................................................79
2.1. Специфика профессионального самоопределения студентов
педагогических специальностей вузов...........................79
2.2. Динамика профессионального самоопределения студентов
педагогических специальностей вузов...........................97
2.3. Основные направления по совершенствованию условий
профессионального самоопределения студентов педагогических
специальностей вузов.........................................112
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.......................................131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................133
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................ 142
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................158
з
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа профессионального самоопределения студенческой молодежи при отсутствии системных механизмов оптимального воздействия на данный процесс. Динамические изменения, происходящие во всех сферах жизнедеятельности современного общества, сформировали практику, позволяющую человеку неоднократно совершать образовательные и социально-профессиональные выборы в течение своей активной жизнедеятельности.
Проблема профессионального самоопределения студенческой молодежи, обучающейся в педагогических вузах, становится все более актуальной в современных условиях, когда в российских школах преподают около 1 миллиона 300 человек, шестая часть из них - лица пенсионного возраста. В это же время только собираются становиться педагогами - 417,5 тысяч студентов и в среднем лишь 7-12 % выпускников педагогических вузов приходят в школы. Острота проблемы старения педагогического корпуса и нежелание выпускников педагогических вузов трудоустраиваться по избранной специальности, представляют угрозу для качественного и конкурентоспособного образования. Гак, по данным Росстата, по состоянию на 1 октября 2008 года в школах, расположенных на территории Российской Федерации работали 1215 478 учителей, из них1:
- 87% женщины;
- 4% учителя со стажем педагогической работы до двух лет;
- 5% учителя со стажем педагогической работы от 2 до 5 лег;
- 30% учителя со стажем педагогической работы от 10 до 20 лет;
1 О педагогических кадрах общеобразовательных учреждений в Российской Федерации// Образование в документах -№4. - 2010. - С.63
15
использованы в учебном процессе при разработке и прочтении спецкурсов «Социология молодежи», «Социология образования», «Профессиональная социология», «Профессиональное самоопределение молодежи» в вузах Хабаровского края.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мы представляем авторскую интерпретацию понятия профессионального самоопределения как поэтапный и длительный процесс, включения индивида в социально-трудовую структуру общества с учетом согласования своих внутренних профессиональных потребностей, соотнесение их с требованиями профессиональной деятельности, общественными предпочтениями и социально-экономическими условиями ее выполнения.
2. Профессиональное самоопределение с позиции становления молодого человека как профессионала подразделяется на ряд последовательных этапов: этап профессиональной ориентации (возникновение профессиональных интересов, формирование профессиональных намерений, предварительное ознакомление с профессией); этап сознательного и самостоятельного выбора профессии; этап профессионального обучения как активного освоения выбранной сферы профессиональной деятельности; этап профессиональной самореализации по средствам воплощения профессиональных планов и ожиданий, связанных с официально выбранным профилем. Данный подход отражает длительный характер профессионального самоопределения, связанный с выбором конкретной профессии, но не оканчивающийся им.
3. Выбор профессии является кульминационным этапом профессионального самоопределения личности. Специфика профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей обусловлена системой мотивов профессионального выбора, характеризующих частичную педагогическую направленность,
16
основанную на потребностях молодежи в частных моментах учительского труда, не связанных с реализацией целей самой профессиональнопедагогической деятельности по обучению и воспитанию.
4. Анализ уровня сформированности профессионального самоопределения студентов основан на оценке следующих показателей: осознанный профессиональный выбор, детерминированный мотивами, свидетельствующими, о наличии действительной педагогической направленности субъекта, уровень удовлетворенности выбранной сферой деятельности, положительное отношение к профессии и устойчивый профессиональный интерес по мере перехода с одной ступени обучения на другую, идентификация себя в качестве субъекта будущей учительской деятельности, готовность к профессионально-педагогической работе.
5. Профессиональное самоопределение студентов неразрывно связано с анализом их готовности к будущей профессиональнопедагогической деятельности. Готовность студентов педагогических специальностей вузов к профессионально-педагогической деятельности включает в себя анализ взаимосвязанных элементов: избирательноположительное отношение к профессии; наличие необходимых знаний, умений и навыков, самооценку своей профессиональной подготовленности; наличие устойчивого профессионального плана, обусловленного педагогической деятельностью; стремление включиться в профессию и самоактуализироваться в ней.
6. С учетом особенностей профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей вузов, целесообразным представляется разработка и внедрение многоступенчатой региональной системы непрерывного педагогического образования на основе объединения образовательных институтов в целостную структуру учебнопедагогических комплексов на базе вузов педагогических профилей. С целью стабилизации кадровой ситуации в школах Хабаровского края и