Ви є тут

Образ жизни населения малого города: социальные практики и детерминанты : на материалах Ивановской области

Автор: 
Кодина Инна Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305616
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
с.З
ГЛАВА 1.
1.1.
1.2.
1.3. ГЛАВА 2
2.1. 2. 2. 2. 3. 2. 4.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОБРАЗА ЖИЗНИ с 20 НАСЕЛЕНИЯ МАЛОГО ГОРОДА
Основные методологические подходы к интерпретации с.20 категории «образ жизни»
Образ жизни как комплекс социальных практик населения малого города с.53
1.2.1. Специфика малого города как социальнотерриториальной общности с. 53
1.2.2. Социальные практики населения малого города с. 62
Детерминанты образа жизни жителей малого города с.69
ОБРАЗ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ с.98 ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сфера профессионально-трудовых отношений населения с. 101 малых городов Ивановской области
Общественно-политическая сфера жизни населения с. 123 малых городов Ивановской области
Семейно - бытовая сфера жизни населения малых с. 144 городов Ивановской области
Культурно-досуговая сфера жизни населения малых с. 167 городов Ивановской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
с. 190
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
с. 195
ПРИЛОЖЕНИЯ
с.220
Приложение 1. Анкета (2011 г.) Приложение 2. Анкета (2009 г.) І Іриложение 3. Анкета (2005 г.)
с.220
с.229
с.236
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования образа жизни населения малого города может быть представлена в нескольких аспектах.
В научном плане значимость темы определяется необходимостью изучать особенности образа жизни россиян в новых условиях. Именно перемены в образе жизни населения являются главным показателем итогов социально-экономических и социокультурных трансформаций, произошедших в России после 1990-х годов.
В настоящее время в российской социологии происходит актуализация исследовательского интереса к категории «образ жизни». Социологи отмечают проблемы диверсификации образа жизни россиян, акцентируют внимание на росте региональных различий, констатируют возникновение новою образа жизни1. Эти обстоятельства определяют запрос на концепцию, основанную на научном осмыслении изменений, происходящих в различных сферах жизни человека. Возникает необходимость комплексного изучения образа жизни населения как интегративной характеристики всех форм жизненных практик, с учетом тех социальных условий, в которых они формируются.
Одним из важных и перспективных направлений социологического изучения образа жизни является исследование особенностей образа жизни в условиях различных территориальных образований, в том числе в условиях малого города. В настоящее время малые города являются доминирующей формой городских поселений в России: их доля составляет 70,9% от всех типов городов, в них проживают 16 млн.635 тыс. человек. Взгляды на малый город как на поселение, в котором представлены смешанные черты сельского и городского образа жизни, сегодня утрачивает свое значение. Возникает
1 Алексеев, Л.И. Кризис урбанизации: формирование нового образа жизни / Л. И. Алексеев, И.В. Зубаревич // Проблемы прогнозирования. - 2000. - №1. - С. 138-146; Дундина, М В. Особенности образа жизни современной России / М. В. Дундина //Тезисы III Всероссийского социологического конгресса. - М.: НС РАН, 2008.
3
«образ жизни» в различных отраслях социально-гуманитарного знания. Среди них особое место занимают социальная философия, психология и социология.
В отечественной науке в рамках социально-философского анализа становление категории «образ жизни» началось в 50- 70-е годы XX века. Среди ведущих философов-исследователей данной категории следует отметить А. А. Возьмителя, И.Т. Левыкина, Л. В. Сохань, В. И. Толстых1.
Образ жизни в социально-философском анализе трактуется в достаточно широком смысле - в качестве интегративной характеристики всех ипостасей бытия. Он выступает как единство целей, ценностей, материальных условий, межличностных отношений, видов деятельности, сфер общения как отдельного человека, так и производственных, учебных, общественных организаций и объединений людей. В частности, В.И. Толстых дает следующее определение образа жизни: это «устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, которые характеризуют особенности их общения, поведения и склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга»2.
Схожее определение позднее формулирует и А. А. Возьмитель: «образ жизни - это система типических форм повседневной жизнедеятельности людей, формирующаяся в определенных конкретно-исторических макро- и микроусловиях, обладающая внутренним единством в силу целостной природы субъектов деятельности, разделяемых ими ценностей, социальных установок и ориентаций»3. В этой трактовке образ жизни представлен как форма социального бытия человека, как способ организации людьми своей
'Советский образ жизни: Состояние, мнения и оценки советских людей / Отв. ред. И.Т. Лсвыкин и A.A. Возьмитель. - М.: ИСИ АН СССР, 1984; Левыкин И. Т. Образ жизни как объект междисциплинарного изучения // Социол. исслед. - 1981. - № 1. - С. 61-63; Толстых В. И. Образ жизни: Понятия. Реальность. Проблемы. - М.: Политиздат, 1975.
2Толстых В. И. Указ. соч. - С. 27.
3Возьмитель А. А. Образ жизни: от старого подхода к новому // Социально-политические науки. - 1991. - >61.- С. 85-91.
23
жизнедеятельности, которая направлена на появление и развитие социальных отношений, создание ценностей.
Образ жизни формируется в результате взаимодействия людей и окружающей природной и социальной микро- и макросредой. Эти уровни среды влияют на человека через государственное устройство, средства массовой информации, формы общественного сознания (науку, религию, искусство), через бытовые традиции и условия. Однако и сам человек, реализуя собственную активность, воздействует на среду, создавая свой образ жизни. Таким образом, образ жизни в рамках социально-философского анализа определяется как целостная характеристика бытия человека.
В постсоветский период, несмотря на широкое смысловое содержание и большие познавательные возможности категории «образ жизни», она практически перестала использоваться в социально-философском анализе. Причина такого положения дел, на наш взгляд, состоит не столько в недостатках самой социально-философской концепции образа жизни, сколько в особенностях её применения в советское время.
В советский период образ жизни преимущественно выступал как операциональная категория, применяемая для сопоставительного анализа двух противоположных социальных систем - социалистической и капиталистической. По мнению А. А. Возьмителя, «изучение проблематики образа жизни было начато и развивалось долгое время под знаком усиления идеологической борьбы»1. В пропагандистских целях важно было противопоставить идеологическую альтернативу концепциям качества жизни, активно поддержанным западной социал-демократией и отыскать аргументы, которые позволяли «показать коренные преимущества социализма»2.
1Возъмитель А. А. Образ жизни: ог старого подхода к новому // Социально-политические науки. - 1991. -№1. - С. 86.
2Абушенко В. Л. Образ жизни. Словарная статья // Новый философский словарь. Режим доступа: http://www.cyclopcdia.ru/96/206/2679714.html (дата обращения 14.10.2011).
24