Ви є тут

Трансформация прибрежных зон в Западной Европе и Европейской России : Делимитация и управление

Автор: 
Фадеев Сергей Алексеевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1998
Артикул:
1000187119
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 1-6
2. Первая глава. Роль прибрежных зон в современном мире 7-43
2.1. Экономическая значимость прибрежной зоны 8-18
2.2. Тенденция сдвига населения к морю как фактор развития 18-24 прибрежной зоны
2.3. Военно-стратегическое значение прибрежной зоны 24-25
2.4. Опасность нарушения экологического баланса 26-43 прибрежной зоны Мирового океана
3. Вторая глава. Делимитация прибрежных зон 44-72
3.1. Физико-географические границы 48-53
3.2. Экономило-географические границы 54-72
4. Третья глава. Управление прибрежными зонами 73-108
4.1. Французский опыт управления прибрежной зоной 77-97
4.2. Управление российскими прибрежными зонами 97-108
5. Заключение 109-112
6. Приложение
7. Библиография
1
Введение
Сегодня Россия подошла к тому порогу развития, за которым начинается новое восприятие проблемы изучения и использования прибрежных зои Эго связано с двумя причинами. Первая имеет сугубо практические предпосылки и может быть выражена одной фразой - в изменившихся геополитических и экономических условиях Россия вынуждена на государственном уровне искать новые формы развития побережья. Вторая предпосылка сформулирована Бондаренко B.C. в работе "Контактная зона как объект теоретико-географического исследования": "Изучение контактной зоны суша-океан достигло, пожалуй, того уровня, когда происходит целенаправленное или спонтанное оформление суммы фактов в некоторую систему взглядов, представлений или идей, т.е. в научную теорию". Иначе говоря, в России накоплен большой опьгг теоретического изучения моделей развития прибрежных зон в разных условиях. Одновременно активное функционирование различных типов прибрежных зон в Западной Европе позволяет говорить о целостной, устоявшейся системе. Таким образом, сочетание этих двух факторов, наличие государственной необходимости и научно-практических разработок, может содействовать активизации изучения и развития прибрежных зон в России.
Прибрежная зона играет совершенно особую роль в жизни человечества. Феномен контактности и барьерности характерен для многих районов на земном шаре: горы-предгорья, город-пригород, приграничные районы двух государств и т.д. Но ни в одном из этих районов нет столь > резкой контрастности, как в прибрежной зоне. Во-первых, это место
контакта двух сред - суши и моря, во-вторых, здесь проявляется четкая специализация каждого сегмента - морская часть является прежде всего источником добычи природных богатств (полезные ископаемые, рыба и морепродукты), в то время как сухопутная часть использует непосредственно феномен контактности и климатические особенности региона.
10
стороны, марикультура занимает значительные площади и ее развитие требует серьезного экономико-географического обоснования. В борьбе землепользователей и водопользователей необходимы веские аргументы для выделения некой территории в эксклюзивное пользование. Значение пищевого ресурса особенно интересно для нашей работы тем, что при комплексном управлении прибрежной зоной в Западной Европе особое внимание уделяется сохранению естественных экосистем побережья.
Таким образом, можно сказать, что эксплуатация пищевых ресурсов накладывает особый отпечаток на формы организации хозяйства в прибрежной зоне в целом, не исключая и ее сухопутную составляющую. Сохранение экологического баланса на побережье невозможно при деградации любой из ее частей. Опасность подобной деградации существует, например, при варварской добыче полезных ископаемых прибрежной зоны.
II. Сырьевые (минеральные, химические, водные) ресурсы
Основными горючими полезным ископаемыми прибрежной зоны являются, несомненно, нефть и природный газ.
К концу 80-х “морская”, добытая на шельфе, нефть давала свыше 28% всей мировой добычи нефти (газ-20%) [66], уже к началу 90-х годов добыча нефти на континентальном шельфе составляла около 32% от общемировой, а к 2000 году возможно увеличение ее доли до 40%. [8] Отдельные эпизоды свертывания добычи нефти на шельфе развитых стран можно объяснить двум основными причинами:
a) истощением запасов нефти, а следовательно ростом расходов по ее добыче;
b) активизацией международных экологических организаций с требованием сокращения опасных видов экономической деятельности вблизи густо заселенных побережий.
Но данные факты можно расценивать как единичные и лишь подтверждающие общую тенденцию развития добычи морских нефти и газа.
11
Среди общих разведанных “морских” запасов нефти и газа на шельфовую зону приходилось около 200 млрд.т, или 60% [48].
Существенную роль в будущем, возможно, будут играть месторождения нефти и газа на северном побережье России, а также месторождения сахалинского шельфа.
Роль подводной добычи угля (лидеры Япония и Тайвань), а также эксплуатации запасов рудного сырья и разработка рудных месторождений (в основном, Австралия и Южная Африка) на сегодняшний день не велики и в ближайшее десятилетие вряд ли будет возрастать. Это связано с трудностями добычи и относительной бедностью разведанных запасов. Огромные угольные и железнорудные запасы России и опыт их эксплуатации не позволяют предположить, что развитие этой отрасли прибрежной промышленности в нашей стране примет когда-либо серьезные размеры. По этому мы впредь не будем обращаться к этому вопросу в нашей работе.
Добыча строительных материалов (песок, гравий).
Данная отрасль характеризуется малым числом работающих и значительным использованием территории. В условиях ограниченности прибрежной территории и высокой конкуренции землепользователей развитие данной отрасли возможно только при отсутствии альтернативных источников поступления строительных материалов. Кроме того, при формировании стратегии управления прибрежной зоной необходимо учитывать, что добыча песка и гравия на побережье в большинстве случаев влечет за собой существенные изменения экологического баланса территории.
Основной проблемой этого направления прибрежной экономики является выяснение допустимых объемов выемки материала без нанесения непоправимого вреда природе. Специалистами признаются необходимыми:
a) выбор оптимального места для размещения подводного карьера;
b) определение площади выработки на акватории или в пределах подводного берегового склона, а также предельно допустимых объемов