Ви є тут

Взаимодействие анимации и искусства Африки

Автор: 
Бенжамин Бенимана
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
129
Артикул:
1000305878
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
1
ГЛАВА I
АНИМАЦИЯ И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
1.1. Связь анимационного кино с изобразительным искусством...20
1.2. Эстетическая специфика африканского искусства и возможности анимационного кино:.......................................23
а) Традиционная и современная живопись Африки и анимация.....34
б) Традиционная африканская скульптура и маски как источник обогащения изобразительного языка анимационного кино.........46
в) Анимация и африканский театр..............................56
г) Анимация и африканский танец..............................62
д) Анимация и африканская музыка.............................68
е) Анимация и африканский фольклор........*..................73
ГЛАВА II
ПЕРВЫЕ ШАГИ АФРИКАНСКОГО АНИМАЦИОННОГО КИНО..................82
ГЛАВА III
ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ПУТИ РАЗВИТИЯ АНИМАЦИИ.....................103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................117
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
122
1
ВВЕДЕНИЕ «В отличие от теоретиков, художники далеко не все-
гда формулируют эстетичоский тезис, но поиски новой выразительности, новых потенциалов киноизображения для них привлекательны. Художник развивающегося искусства не может но ощущать себя в преддверии неожиданности, неразгаданности»'.
Африканское киноискусство - сравнительно молодое искусство, анимационное кино Африки - ещё моложе.
Отмечая влияние кинематографии, и в частности анимации, на культурную жизнь социума, необходимо отметить ее растущее воздействие на гуманизацию отношений между людьми. «Современная мультипликация давно перестала быть развлекательной формой искусства, сегодня она обращается к самым жгучим проблемам современности, затрагивает самый широкий круг политических, социальных, моральных и этических вопросов нашего времени2». Искусство возникает тогда, когда возникает гармония объекта и субъекта. Подлинно великое искусство, преодолевая трагические заблуждения, способно отстаивать и защищать свободу и красоту человека и как личности, и как социального существа.
Люди кино стали неотьемлемой частью африканского общества лишь в 1950-1960-е годы. Многие из них, например, сенегалец Сембен Усман, так называемый «отец» и «пионер» африканского кино, Сулейман Сиссе, фильмы которого получали премию на Канском фестивале, дважды Гран-при Всеаф-риканского фестиваля, Поль Виейра, О. Бологун, М. Хонды и другие - впервые завоевали признание и известность на подмостках Европы, а в дальнейшем, благодаря процессу демократизации и распространению образования, кино основательно прижилось на африканской почве и начало интегрироваться в африканское общество. «Экранный образ,- констатирует сенегальский режиссер МахамаТраоре, - становится как бы продолжением того, который создает в своих сказаниях хранитель народной мудрости3».
По образному выражению Сембена Усмана, кино является «вечерним универстетом Африки». А режиссер Полен Виейра ещё более конкретен в своих высказываниях. По его мнению, «кино более доступно нашим народам, не-
1 ВайсфельдИ. В. Искусство в движении. М.: Искусство, 1981, с. 17.
2 И. Иванов-Вано. Кадр за кадром. М., Искусство, 1980, с. 239.
эТраоре М. Д. Интервью. XII МКФ в Москве, июль 1981.
10
были бы понятны и близки зрителям, по-настоящему волновали их, побуждали задуматься об увиденном1».
Эти перемены ярко характеризуются массовым ростом на всем континенте сооружений, предназначенных для демонстрации фильмов, кинотеатров, частных культурных центров, увеличением числа кинофестивалей. Все это свидетельствует о явственном желании африканских культурных деятелей создавать кино для африканского зрителя
«Интерес к мультипликационным фильмам принял широкий размах. В разных странах он обусловлен различными причинами. Появляется интерес к мультипликации и в развивающихся странах. Но там попытки создать движущееся рисованное изображение ограничиваются только рекламой2». Эти слова Язджи Хайдара об арабском положении анимационного фильма напрямую характеризуют и африканскую ситуацию сегодня.
Действительно, в настоящее время все более важное значение в африканском киноискусстве начинает приобретать и анимационное кино. В этом отношении выделяются особенно страны Южной и Северной Африки. Но и в тропической части континента создание анимационных фильмов является актуальной проблемой культурной жизни. Вообще обыватели не задумываются, что это такое - «анимация». Более того, в Центральной Африке анимации как таковой нет и даже там, где она производится, она находится в зачаточном состоянии, и только недавно в некоторых странах начался процесс создания специального анимационного курса3.
Так не рано ли вообще исследовать анимационное кино Африки? Довольно устойчиво мнение о том, что анимационное кино Тропической Африки слишком молодо для серьезного исследования. Подобное суждение содержит в своей основе посредственное знание африканской действительности. И в таком случае возникает следующий вопрос: какой собственно тип мультфильма смотрит африканский зритель?
Нетрудно догадаться о том, что в этом регионе не демонстрируется хороших мультфильмов (телевидение наполнено дешевыми фильмами западного и индийского производства), и многие из них нам чужеродны, хотя, каза-
1Е. Г. Кулик. Многоликий мир африканского кино. М., Наука, 1993. с. 131.
? Язджи Хайдар. Движение в рисованном фильме. Диссертация и автореферат, М., ВГИК, 1981.
3 Например, с 1998 на руандийском телевидении ведется специальный курс для создания будущего видеопроизводства (заставки, клипы, рекламы...).
11
лось бы, содержательные мотивы - африканские. Тем не менее, в Тропической Африке дети и взрослые любят эти ленты и смотрят их с удовольствием.
Необходимо, чтобы кинодеятели Тропической Африки, взяв за основу положительные образы народного искусства и противопоставляя их отрицательным, сами вывели уникальные по красоте и глубине фольклорные сказания на мультипликационный экран. Именно поэтому так остро ставится вопрос времени и проблема будущей жизни современного африканского анимационного кино. Вряд ли имеет смысл рассуждать об этом сейчас. Гораздо продуктивнее может оказаться наблюдение и анализ процесса развития анимационного кино с момента его зарождения, включая протекающий в настоящее время «инкубационный период» в той же Руанде и некоторых других странах.
Так какие же проблемы связаны с формированием национальных школ в анимации стран Тропической Африки?
Первая - с процессом взаимного проникновения африканской и европейской культур. Эта проблема напрямую вытекает из истории освоения африканского континента европейцами.
Вторая группа проблем связана с особенностями национальной культуры в целом и является отражением ее специфических черт в искусстве. Она изучает компоненты мультипликационного кино и перспективы обогащения их за счет африканского искусства.
Процесс урбанизации, с которым связана первая проблема, повсеместное развитие массовой информации способствуют, к сожалению, проникновению вируса, охарактеризованного как «культурный микроб'» в жизнь африканских обществ. «Массовая культура, - пишет Дж. Михайлов, - вне зависимости от места, где ее производят, является индустрией стандартов выражения и болванок эмоциональных моделей. Не обладая подлинной этической ценностью, она разрушает традицию, принося взамен шаблон и стандартизацию эмоционального строя2».
Этот момент важен: достаточно упомянуть период в России, когда студия «Союзмультфильм» начала введение техники целлулоидной мультипликации, представлявшей собой производственный конвейер, подобный тому, какой
1 Дж. К. Михайлов. Очерки музыкальной культуры народов Троп. Африки, Изд. «Музыка», М.,1973, с. 25.
2 Там же, с. 25.