Ви є тут

Генезис русского импрессионизма

Автор: 
Джуманиязова Наталия Степановна
Тип роботи: 
дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2007
Артикул:
172211
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение.....................................................3-10
2. Часть первая. Французский импрессионизм и русские
художники....................................................11-16
Глава 1. Возникновение импрессионизма, как результат
изменения социосферы........................................17-27
Глава 2. Импрессионизм и «Союз русских художников»..........28-50
3. Часть вторая. Русская живопись и скандинавские художники -импрессионисты..............................................51-52
Глава 1. Интерес русских художников к живописи северных
мастеров в конце XIX столетия...............................53-67
Глава 2. Творчество Андерса Цорна и его влияние на развитие импрессионистической живописи в России....................68-98
4. Часть третья. Развитие импрессионистического направления в русской живописи и художественная жизнь Германии на
рубеже Х1Х-ХХ веков........................................99-106
Глава 1. Немецкая критическая литература и русское
живописное искусство на рубеже Х1Х-ХХ веков...............107-130
Глава 2. Мюнхенская художественная школа и творчество И.Э.Грабаря. ...........................................131-143
5. Заключение................................................144-149
6. Примечания................................................150-160
7. Библиография..............................................161-170
3
ВВЕДЕНИЕ
Об импрессионизме как определенном течении французского искусства второй половины XIX века, которое оказало значительное влияние на всё последующее поступательное движение и развитие живописи не только во Франции, но и за ее пределами, написано много книг. Есть работы и о влиянии французского импрессионизма на становление и развитие импрессионистической живописи в России. И, тем не менее, многое еще нуждается в разработке и дополнении. Ведь даже в конце XX - начале XXI века споры о наличии импрессионизма в русской живописи не утихают.
Так, В.С.Турчин пишет: «Явной псевдоаиалитичностыо страдает представление о неком «мировом импрессионизме». Мало того, что некоторые ученые находили его в античности и палеологовском искусстве, но и в представлении о нем в XIX и XX веках нет четкости, оно размыто и неубедительно, как только выходит за пределы Франции 1870-1880-х годов. Ни Глэккенс в США, ни К.Коровин в России, ни О.Бознаньска в Польше прямого отношения к нему не имели; это импрессионизм после импрессионизма, его застилизованная стадия, больная привкусом модерна; единственно, чего ему не хватает, чтобы отделиться от подлинного импрессионизма как явления уникального, так это - другого термина» 1.
Еще более отрицательное мнение о русском импрессионизме высказал М.Герман: «... ни один русский художник, в том числе и Коровин, настоящим импрессионистом не стал»2.
В 2000 году в залах Государственного Русского музея была организована огромная выставка, посвященная русской импрессионистической живописи, которая дала повод для споров и высказываний различных, часто
16
На первом этапе нашего исследования необходимо рассмотреть политическую и социальную ситуации во Франции, которые способствовали возникновению импрессионизма. Этому посвящена первая глава данной части диссертации. Во второй главе мы сосредоточили свое внимание на живописи мастеров «Союза русских художников», многие из которых применяли в своем творчестве импрессионистические законы, тем самым, продолжая развивать принятое и творчески переработанное старшим поколением русских художников, а именно Суриковым, Репиным, Поленовым и другими, импрессионистическое искусство.
17
Глава 1. Возникновение импрессионизма, как результат изменения социосферы.
О.Шпенглер утверждает, что импрессионизм «мог прижиться только в Париже» С этим трудно не согласиться. С одной стороны - во второй половине XIX века Франция была центром культурной жизни Европы, заняв место Италии. Париж стал художественной Меккой. Лучшие художники не только Франции, но и со всего мира, приезжали в Париж учиться и работать. Возникли все необходимые предпосылки для появления нового художественного направления в искусстве. С другой стороны - во Франции 60-70-х годов сложилась уникальная общественно-политическая ситуация и связанные с ней особенности социально- и индивидуально-психологического состояния художников, которые способствовали важным переменам в их эстетических взглядах. Все это в целом было достаточным, чтобы именно Франция стала родиной импрессионизма.
Мы рассмотрим главные моменты в социо-культурной ситуации Франции середины и конца XIX века, послужившие почвой для возникновения нового направления в искусстве.
Изучение истории художественной культуры показывает, что возникновение новых художественных направлений, как правило, совпадает с изменением общественно-политической и экономической среды развития общества. А.Матисс писал: «Все художники несут на себе печать своего времени...»2. Так как любое искусство есть часть выражения общественного сознания, следовательно, художник не может быть свободен от общества, внося в произведения не только свои эстетические представления и убеждения, свой личный опыт, но и опыт предшествующих поколений.
Поэтому, понимание творчества немыслимо без изучения отражаемой им эпохи.