Ви є тут

Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая XX века

Автор: 
Мамырина Наталья Сергеевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
178
Артикул:
172282
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление.
Введение...........................................................3
Глава 1. Формирование традиций отечественной исторической живописи в XVIII - XIX веке
1.1. Специфика отечественной исторической картины как жанра станковой живописи...........................................13
1.2 Становление традиций отечественной исторической
картины в XVIII веке...............................................21
1.3. Развитие традиций исторического жанра живописи в русском искусстве первой половины XIX века.................................26
1.4. Расцвет исторического жанра в русском искусстве второй половины XIX - начала XX века................................31
Глава 2. Особенности воплощения традиций русской исторической картины в живописи Алтая второй половины XX века
2.1. Традиции и преемственность в историческом жанре живописи в советском искусстве. Формирование «усеченной культуры».........39
2.2. Зарождение исторической живописи в искусстве Алтая............54
2.3. Влияние столичных мастеров на деятельность Алтайского отделения Союза художников РСФСР и на развитие исторического жанра живописи Алтая в 40-х годах XX
века...............................................................60
2.4. Проблематика исторической живописи Алтая в середине
XX века............................................................66
Глава 3. Ведущие мастера исторической живописи на Алтае второй половины XX века
3.1. Общая характеристика исторической живописи Алтая во второй половине XX века...................................................79
3.2. Историзм живописи алтайского художника
Г.Ф.Борунова.......................................................86
3.3. Тема войны в творчестве мастеров живописи Алтая второй половины XX века...................................................91
3.4. Исторический портрет в творчестве алтайских художников второй половины XX века............................................96
Заключение........................................................105
Список литературы и источников.....................................112
Приложение А......................................................128
Приложение В......................................................131
Иллюстрации.......................................................138
Список иллюстраций................................................175
3
Введение.
Актуальность исследования. В связи с историческими и экономическими изменениями в российском обществе пересматривается с новых позиций искусство социалистического реализма: одни
исследователи отвергают художественную ценность советского наследия, другие идеализируют, эстетизируют его. Однако теоретики искусства XXI века не могут игнорировать факт влияния социалистического реализма на отечественную культуру. В отечественном искусствознании практически отсутствует систематизированная фактологическая база, позволяющая объективно оценивать сибирскую живопись. Столь же насущным является воссоздание картины развития исторического жанра в сибирской живописи. В искусствоведческой литературе отмечается, что среди всех живописных жанров наибольшее значение для развития образных представлений имеет исторический жанр; воссоздающий перед зрителями события, лица, взаимоотношения людей, отражая представление о времени и его героях, он помогает лучше понять прошлое. Между жанрами наблюдается тенденция взаимопроникновения. Картины, написанные современниками изображаемых событий, могут служить историческими документами. Произведения, в которых позднейший художник воссоздает прошлое, представляют собой более или менее достоверную реконструкцию исторических событий и явлений.
В настоящее время происходит переоценка места исторического жанра в искусстве. Чистый исторический жанр - редкость. Но нельзя отрицать того факта, что исторический жанр, являясь ведущим в русской живописи на протяжении нескольких столетий, заложил глубокие традиции и отражает историческую память народа, являясь выражением русской духовности. Произведения исторического жанра советского периода на Алтае не были предметом специального изучения. Не сформулированы особенности исторического жанра, не определено его
16
религиозная живопись. В это время происходит размежевание исторической живописи на поджанры, возникают как самостоятельные ветви историко-бытовая картина, исторический пейзаж, исторический портрет. В то же время взаимовлияние и взаимопроникновение этих поджанров было настолько велико, что трудно было отнести картину к точно обозначенной разновидности исторической живописи. В связи с развитием исторической науки стало меняться понимание исторической ценности явлений прошлого и настоящего. К историческим стали причислять общественно важные события современности, которые были связаны с жизнью народа и влияли на историческую судьбу всей страны. Глубоко отражающие эти события картины, приобрели черты историзма.
В разные эпохи по-разному понимали нравственно-воспитательную роль исторической живописи, но никогда не отрицали ее чрезвычайной важности. В XVIII и в начале XIX века классицистическая живопись, в соответствии с этическими требованиями просветителей, воспитывала зрителя, показывая ему примеры благородных поступков, современных героям прошлых веков. Исторические живописцы-романтики стремились к тому же, но их герой был эмоционально активнее, духовно богаче, чем герой классицистов.
Становление русской исторической живописи как самостоятельного жанра происходит лишь с возникновением Петербугской Академии художеств (1757). Здесь он развился, окреп, прочно занял ведущее положение в иерархии жанров. Судьба русской исторической живописи теснейшим образом связана с Академией, которая в течение многих десятилетий была центром художественной жизни страны. Однако к середине XIX века роль Академии художеств становится довольно противоречивой. Как официальное правительственное учреждение она осуществляет реакционную художественную политику, несет охранительные функции по отношению к переживающей глубокий кризис в системе классицизма. Однако как учебный центр, располагающий
17
необходимыми средствами и условиями для систематической работы, следующий традициям стройной, сложившейся системы обучения, Академия по-прежнему сохраняет свое значение.
Необходимо отметить положительное влияние на развитие русской исторической живописи первой четверти XIX века деятельности Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (1801), члены которого всемерно поддерживали интерес художников к национальной истории, к гражданственным мотивам в искусстве. Содержание исторической живописи теснейшим образом связано с социальными движениями эпохи, с внутренней общественно-политической жизиыо страны. Историческая живопись первой четверти столетия развивается иод влиянием идей просветительства, которые проводились и членами Вольного общества. В обстановке общественного подъема предвоенных лет современники обращаются к истории, которая становится для них источником веры в силы и возможности русского народа в борьбе за независимость государства. Отсюда и пристрастие исторической живописи начала XIX века к национальной тематике.
Лучшие картины этого периода имеют для своего времени прогрессивное значение. В них нашли отражение передовые идеи эпохи. Произведения Д.И.Иванова «Марфа - посадница», А.И.Иванова «Подвиг молодого киевлянина» и «Единоборство Мстислава Удалого с Редедей» возвеличивали независимое русское государство, раскрывали черты национального характера русского человека. Они воспитывали патриотические чувства, национальное самосознание, непримиримость в борьбе за свободу и независимость своего отечества. Необходимо отметить и тот факт, что в «Подвиге молодого киевлянина» А.Иванов прославляет подвиг неизвестного юноши из народа, самое имя которого не сохранилось в истории, тогда как в XVIII веке героями исторических картин были исключительно князья и полководцы. Под влиянием