Ви є тут

Византийские иконы VI - первой половины XIII века в России

Автор: 
Этингоф Ольга Евгеньевна
Тип роботи: 
диссертация доктора искусствоведения
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
461
Артикул:
172312
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение 4
Историография 23
Глава 1. История и сказания 60
Раздел 1. Византийские иконы в домонгольской Руси 60
Предисловие 60
A. Иконы Южной Руси в эпоху князя Владимира до и
после крещения 73
Б. Иконы Софийского собора в Киеве 95
B. Иконы и греко-русская иконописная мастерская Киево-Печерского монастыря П6
Г. Иконы Киева в XII в. 171
Д. Иконы Чернигова и Смоленска 209
Е. Иконы Северо-Восточной Руси 228
Ж. Иконы Галицко-Волынской Руси 243
3. Контакты Руси со Святой землей и крестоносцами.
Иконы в Полоцке. Греко-русская иконописная
мастерская в Новгороде на рубеже X1I-X1II вв. 260
И. Святыни Афона и Фессалоники на Руси в XII -начале XIII вв. Греко-русская иконописная мастерская во Владимире конца XII в. 288
К. «Корсунские» иконы 313
Раздел 2. Древние византийские иконы в России XVI-XVIII вв. 329
3
Раздел 3. Формирование российских коллекций
византийских икон в Х1Х-ХХ веках. 350
Предисловие 350
A. Андрей Николаевич Муравьев 353
Б. Архимандрит Порфирий Успенский 357
B. Петр Иванович Севастьянов 378
Г. Владимир Семенович Голенищев 393
Д. Николай Петрович Лихачев 394
Е. Музейные приобретения XX в 397
91
внук Владимира Мономаха, вместе с шестью епископами решил поставить русского митрополита Клима Смолятича без благословения Константинопольского патриарха. По словам епископа Черниговского Онофрия, «мы можем избранного патриарха поставить главою св. Климента, подобно тому, как греки поставляют рукою Иоанна Крестителя»169.
Мощи св. Климента были первой и единственной реликвией, принесенной на Русь, где еще не было своих святых. Особое почитание святого определялось также стремлением связать апостольскую миссию с Русью через посредство Римского папы. В различных текстах св. Климента называли апостольским мужем, апостольским учеником и даже апостолом. В «Слове на обновление Десятинной церкви» третьей четверти XI в. Климент уподобляется апостолам, превозносится как заступник Руси, венец Киева и великой митрополии, говорится, что Киев достоин славы более всех городов, поскольку в нем покоятся мощи Климента170.
Культ Климента как римского святого в Византии был значительно менее распространен, чем на Западе и в славянских странах. Храмов, ему посвященных, в крупных центрах Византийской империи вообще неизвестно. Полных циклов Жития св. Климента не сохранилось ни в Византии, ни в славянских странах, кроме позднесредневековых русских икон северных писем второй половины ХУ-ХУ1 в. из музея в Архангельске и конца XVI - начала XVII в. из
гэ171.
Наиболее распространенным типом иконографии св. Климента является его образ, нарочито сходный с апостолом Петром с короткой бородой, округлой прической с тонзурой или без нее172. Климент как ученик и последователь римского апостола, унаследовавший его кафедру, словно наследовал и физиогномический тип. Эта иконография привилась и на Руси.
В русской традиции образ святого занял особое место. Св. Клименту посвящались многочисленные храмы. Он изображен в мозаиках апсиды Софии Киевской XI в.173. В XII столетии многие памятники, в которых представлен Климент папа Римский, связаны с деятельностью новгородского архиепископа
92
Нифонта. В северо-западной камере Спасо-Преображенского собора Миро-жского монастыря под каноническим циклом Деяний апостолов находится несколько сцен житийного цикла Климента папы Римского174. При Нифонте была заложена церковь Климента в Старой Ладоге; по сообщению НИШ, и церковь того же посвящения в Новгороде на Иворовой улице175. Естественно предположить, что в этих храмах были и житийные циклы папы мученика. На обороте иконы «Богоматерь Знамение» эпохи Нифонта имеется изображение Климента, сохранившееся в поновлении XVI в.176. Образ Климента включен также в число святителей в апсидах церквей Георгия в Старой Ладоги и Спаса на Нередице .
Все это означает, что Десятинная церковь была первым и крупнейшим центром почитания первых и важнейших для крещеной Руси мощей. Весьма правдоподобно в этом контексте предположить, что в приделе Климента Десятинной церкви был и фресковый житийный цикл, ему посвященный, по образцу которого был выполнен цикл в Мирожском соборе. В равной мере это должно служить свидетельством наличия в Десятинной церкви иконы (икон?) св. Климента, почитавшегося в качестве апостола. Икона могла быть греческой, принесенной из Корсуни вместе с мощами, в числе образов, упомянутых в летописи, что вполне правдоподобно. Очевидно, что в Корсуни были его образы. Она могла быть также написана специально для церкви Богородицы прибывшими из Константинополя мастерами. Привоз ее из византийской столицы маловероятен ввиду малой распространенности почитания святого и его иконографии
17а
в греческих центрах . Скорее всего, иконография образа должна была принадлежать к типу, получившему наибольшее распространение, т.е. родственному облику апостола Петра.
Десятинная церковь неоднократно подвергалась разорениям, при которых грабили и обдирали иконы, в XII и начале XIII в. Таково разорение церкви Мстиславом Адреевичем в 1171 г.: «Взять же бы(сть) Киевъ м(Ъся)ца марта вь 8, второй недЪли поста въ середу и грабиша за 2 дни весь гра(дъ), Подолье и Гору, и манастыри, и Софью, и Десятиньную Б(огороди)цю... и взяша именья множьство, и церкви щбнажиша иконами и книгами и ризами, и колоколы из-