2
Содержание:
Введение_________________________________________________________________ 4
Глава 1. Тема города в художественной фотографии: истоки и становление__________________________________________________________ 19
1.1 .Городская фотография: термин и практика________________________ 19
1.2 Идеальный и реальный город во французской фотографии 30-х - 40-х годов XIX века_______________________________________________________ 30
1.3. Город как панорама: Дагер и первые городские изображения ________38
1.4. Городское пространство в фотографических панорамах 46
Глава 2. Изображение городского пространства во французской
фотографии середины XIX века _________________________________________ 53
1.1.Основные направления развития городской фотографии в 1850-е - 1860-е годы________________________________________________________________53
1.2.Город и урбанистическое пространство ______________________________60
1.3.Город как среда обитания: жанровые мотивы _________________________68
1.4.Архитектурное пространство в фотографиях 50-х - 60-х гг. XIX века _ 76
Глава 3. Образ города в фотографии Франции рубежа XIX и XX вв._________92
1.1.Развитие городской темы в фотографии конца XIX - начала XX вв._____92
1.2.0браз города в пикториальной фотографии Франции ___________________99
1.3.Город начала XX века в фотографиях Эжена Атже и наследие французской фотографической школы XIX века ___________________________105
1.4.Городской жанр в искусстве фотографии 20-30-х годов XX века 113
Заключение 123
Список литературы_____________________________________________131
Приложение 1: Фотография города в архивных материалах
ИИМК РАН_______________________________________________________149
Приложение 2: Краткие биографии мастеров городской фотографии _161
Список иллюстраций____________________________________________204
Иллюстрации__________________________________________________205
Как правило, интерес к городским темам связан в искусстве с проблемами социального характера. Ян Джефри в статье «Относительно образа метрополий»1 считает, что тема города в изобразительном искусстве выступает прежде всего как тема общественного феномена, он отмечает, что проблема города представлена здесь как проблема общества. Или, точнее, как проблема отношений общества и личности. По его мнению, город оказывается лишь сценой для выстраивания этих отношений: «Метрополии стали подобием гигантской сцены, где демонстрировалось величайшее шоу на земле. Ночью их освещал свет неоновых реклам, а днем - расцвечивали яркие цвета билбордов. В 1890е свет изменил облик Бродвея в Нью-Йорке, превратив его в «Великий Белый путь». ... Но, несмотря на этот блеск, города пользовались дурной репутацией. Его представляли гигантским безличным механизмом, который беспокоят только деньги.»2
Другая составляющая городской темы второй половины XIX столетия обращает наше внимание на индустриальные атрибуты, представляя город территорией технического прогресса, тесно увязанной с идеей будущего. Эта тема приобрела особое значение в фотографиях 40-х - 60-х годов XIX века, продемонстрировав тесную связь фотографического образа города с темой индустриализации и технического прогресса. Город в фотографиях середины и второй половины XIX века часто изображается как своеобразная комбинация хорошо узнаваемых урбанистических знаков: железных дорог, автомобилей, новостроек.
Подобное явление носило, по-видимому, интернациональный характер и было типичным не только для европейских стран этого периода. Например, анализируя особенности лондонских городских фотоизображений, исследователь английской фотографии Годфри Стамп отмечает, что в 40-е - 60-е годы XIX. века «урбанистические сцены
1 Jeffrey, I. Conccming [mages оf the Metropolis // Cityscape 1910-1939: Urban thèmes in American, German, and British art. [A catalogue of the exhibition], - London, 1977, p. 15 - 22.
2 Jeffrey, I. Conccming ..., p.3.
22
привлекают фотографов больше, чем архитектура»3. К фотографиям этого направления явно следует отнести и фотографии Тальбо, запечатлевшие реконструкцию Лондона в 40-е годы XIX века.
Во Франции урбанистический мотив появляется в творчестве многих • фотографов. В частности, мы видим его на снимках Эдурда Бальдуса:
«Фотография железнодорожного виадука на линии, связывающей Париж и порт Булонь-сюр-Мер была сделана в 1855 году для альбома, подаренного королеве Виктории. Изображения, подобные этому, разумеется, интересны как свидетельства времени, когда Франция использовала локомотивы Крэмптона»4. По-видимому, к этому направлению следует относить и многочисленные виды Эйфелевой башни в конце XIX века, которая изображалась, скорее, как инженерная новинка, нежели исторический памятник.
Наконец, самым распространенным и очевидным способом ^ представления города стала интерпретация его как архитектурного
пространства. К этой категории, вне всякого сомнения, относится подавляющее большинство ранних французских фотографий. Это и первые работы Даггера 1830х-1840х годов — виды сада Тюильри (1839, собрание Архива парижской консерватории), собора Нотр-Дам (1841, Коллекция Гернсхайма, Техасский университет), Пале Руаяль (1840, Национальный технический музей, Прага), виды Парижа Фридриха фон Марренса (1846, Дом Джорджа Истмена, Рочестер), лирические виды Шарля Марвиля.
Этот тип фотографий принято считать наиболее консервативным, подверженным минимальным изменениям прежде всего в силу статичности и стабильности самого предмета изображения — архитектуры. Тем не менее, ^ способы интерпретации городского архитектурного пространства
неоднократно менялись на протяжении второй половины XIX века. В
3 Stamp, G. The changing metropolis: earliest photographs of London 1839-1879. - New York, London, 1984., p. 17.
4 The Photography Book. Texts by Ian Jeffrey. - London, 2000. p. 33.
- Київ+380960830922