ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...............................................3
История изучения фотографии............................5
Становление художественной фотографии.................54
Французские художники и фотография
во второй половине XIX века..........................111
Заключение...........................................206
Библиография
212
3
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной диссертации, посвящённая взаимоотношениям живописи и фотографии во Франции во второй половине XIX в., была предложена Р.В.Савко. К сожалению, она не смогла увидеть эту работу осуществлённой.
Проблематика, связанная с взаимодействием двух искусств, представляет большой интерес. Она не рассматривалась в таком объёме в научной литературе, а для российского читателя в значительной степени является вообще новой, поскольку публикации отечественных исследователей по данному вопросу немногочисленны. Точкой отсчёта для нас является хронологический период, начиная приблизительно с 1850 года, поскольку именно с этого времени фотография используется художниками особенно активно, поэтому мы не рассматриваем период 1840-х гг., когда во Франции был распространён преимущественно дагерротип, значительно менее удобный для работы с ним.
Приступая к исследованию такого рода, необходимо учитывать, что мы имеем дело с рождением ещё одного вида изобразительного искусства, возникшего на основе новых технических достижений своего времени. При этом значительность такого эпохального процесса усугубляется тем обстоятельством, что новый вид искусства активно взаимодействует с развитым, обладающим огромным историческим опытом искусством живописи. К настоящему времени исследователями накоплен огромный, хотя и несколько разрозненный материал, нуждающийся в обобщении и пересмотре. Таким образом, наша работа не только суммирует уже накопленный учёными опыт, но и предлагает новый, актуальный взгляд на проблемы искусства XIX- начала XX вв.
В диссертации использованы как исследования специалистов по истории и теории фотографии, так и богатый материал французских коллекций, архивов и музеев. Архивной базой для данной работы послужили фотографии из коллекций Музея д’Орсэ, Национальной Библиотеки Парижа (Кабинет Эстампов) и Французского Фотографического Общества.
Диссертация состоит из введения, трёх глав и заключения. Первая глава называется «История изучения фотографии». В ней идёт речь о сложном пути
21
«эвристический», освободивший искусство от устаревших клише и более не нужных традиций57. Упомянем публикацию доклада Б.Ньюхолла 1963 г. «Фотографическая революция в визуальных искусствах».58 В 1980-е гг. становятся распространёнными такие названия изданий, как «Фотооткрытие: Шедевры фотографии 1840-1940»59 Отметим также приуроченную к выставке «L'invention d’un regard» статью Б.Марбо «Новое искусство посреди старой цивилизации»60. В работах подобного рода внимание концентрируется на специфике фотографии как феномена, на обусловленных техническими свойствами фотоаппарата особенностях построения пространства и композиции в фотографии, на цвете и искажениях формы в фотографическом изображении. С этой теорией связана точка зрения, согласно которой фотография «помогла» живописи выйти на новый виток - модернистский. Однако необходимо помнить и о том, что многие особенности «фотографического видения» появились в живописи независимо от фотографии, а подчас и задолго до её изобретения61.
Монографические исследования, связанные с отдельными фотографами, стали появляться сравнительно поздно: с 1960-х годов начали выпускаться книги, посвящённые значительным мастерам. Чаще всего в таких работах история фотографии предстаёт как «история великих имён», где всемогущий Автор-Фотограф создаёт свой мир, свой стиль, выделяющийся среди других. Эти «герои» фотографии и вправду ими были: путешествуя в самых невероятных и нередко опасных условиях, эти авантюристы из любви к своему делу сами искали трудностей, а результаты их работы до сих пор восхищают и любителей, и профессионалов. Фотографии того времени поражают не только техническим совершенством, но и каким-то благородством замысла, в них остался дух времени первопроходцев.
В 1960-1970 гг. состоялись первые выставки фотографий Надара, самого известного французского фотографа XIX века62. В 1990-е годы также прошло несколько выставок Надара63. В 1963 г. была издана первая монография А.Жамма, посвящённая Ш.Нэгру, автор которой, помимо научных работ, известен и как коллекционер; Дж.Боркомэн продолжил исследования Жамма, выпустив
22
крупнейшую работу о Нэгре64, затем исследователи возвращаются к этой теме уже в 1990-е годы65.
Юбилей открытий Эдварда Майбриджа вызвал волну' интереса к его опытам и к экспериментам по фотографированию движения66 Эти работы представляют как научный, так и художественный интерес, тем более что художники XX века нередко обращались именно к фотографиям Майбриджа и Марэ, столь далёким от тех представлений о движении, которые возникают у человека, чьё зрение не «вооружено» фотоаппаратом. Как ни парадоксально, сейчас становится очевидным «ирреальный» эффект этих фотографий, которые привлекают внимание непривычностью взгляда на окружающий мир.
Другая популярная с 1970-х годов тема связана с творчеством отдельных фотографов-пикториалистов, в особенности Робера Демаши, однако существует не так много монографических работ, посвящённых крупным фигурам французского пикториализма67. Позже внимание стали привлекать менее известные фотографы, близкие данному направлению, такие, как Пьер Дюбрей или Эдуард Пайо6Х. Можно сказать, что пикториалисты (которых было немало) ещё ждут своих исследователей, ведь далеко не все их имена широко известны, а большая часть фоторабот даже не опубликована.
Профессиональным фотографам, таким, как семья Рсйтлингеров или А.Браун, посвящено не так много работ, которые чаще всего носят биографическо-социологический характер69. Открытием нашего времени стали имена фотографов-любителей XIX века, работавших в основном в жанре пейзажа. Мастера середины XIX века И.Байяр, В.Реньо и Л.Робер, а также и более известные фотографы, такие, как Ле Грэ и Э.Кювелье, становятся новыми «героями» истории фотографии, их работы привлекают к себе пристальное внимание исследователей70. Сравнительно недавно учёные обратились и к творчеству Э.Бальдюса, автора архитектурных и пейзажных фотографий71. Один из крупнейших фотографов XIX века, мастер камерного городского пейзажа, Э.Атже был открыт сравнительно поздно, но успел стать одним из «столпов» фотографии. Ему посвящено много изданий, но мы выделим прежде всего работу крупного учёного Джеймса Боркомэна, вышедшую в 1984 г72.
- Київ+380960830922