2
г '
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение..................................................................4
\ Глава 1. Предпосылки к возникновению искусственной природы в городе 10
1.1 «Искусственный ландшафт», «искусственная природа» и «лриродо-интерпре-тационный объект» - фиксация понятий и определение позиций в современной культуре.................................................................11
1.2 Анализ образно-эстетических метаморфоз природных элементов на основе метафорических моделей...................................................17
- космологическая модель.................................................21
- природная модель.......................................................25
- артефактная модель.....................................................28
1.3 Обзор природо-интерпретационных прототипов в основных сферах культуры (театр, литература, живопись, скульптура, архитектура, садово-парковое искусство и пр.)..............................................................33
1.4 Современные концепции и подходы к преобразованию и использованию природы.....................................................................50
Выводы к главе 1.........................................................62
Глава 2. Особенности формирования природо-интерпретирующих объектов в городской среде........................................................63
2.1 Уровни функционально-эстетических преобразований элементов природы...64
- выделение..............................................................64
- заимствование..........................................................66
- преобразование.........................................................67
- замещение..............................................................68
- эфемеризация...........................................................69
2.2 Принципы формирования природо-интерпретирующих объектов..............71
2.3 Сравнительно-типологический анализ природо-интерпретирующих объектов.81
- объекты, фиксирующие природные параметры (регулятивные)................83
- природно-экспериментальные объекты.....................................85
- объекты, имитирующие природные параметры (подражательные)..............90
- абстрактно-метафорические объекты......................................93
2.4 Функции природо-интерпретирующих объектов в выделенных типах городских
пространств..............................................................98
Выводы к главе 2........................................................109
3
Глава 3. Формы существования искусственной природы в городе................111
3.1 Концепция искусственной природы........................................112
3.2 Форма интерпретации «Свидетельство» и ее творческо-практические приемы.115
- прием «фокус»............................................................117
- прием «противопоставление»...............................................118
- прием «природная ассимиляция»............................................119
- прием «исторический факт»................................................121
- прием «метаморфозы»......................................................122
3.3 Форма интерпретации «Подражание» и ее творческо-практические приемы....124
- прием «природная копия» (фикция).........................................125
- прием «отражение»...................................................... 126
- прием «иллюзия»..........................................................127
- прием «негатив»..........................................................128
- прием «инверсия формы/поверхности».......................................130
3.4 Форма интерпретации «Сопоставление» и ее творческо-практические приемы.133
- прием «архитектурный архетип»............................................133
- прием «природный символ».................................................135
-прием «транскрипция»................................;.....................136
-прием «анаморфоза»........................................................138
3.5 Рекомендации по применению творческо-практических приемов в выделенных
градостроительных ситуациях................................................140
Выводы к главе 3...........................................................149
Заключение.................................................................150
Библиография
17
1.2 Анализ образно-эстетических метаморфоз природных элементов на основе метафорических моделей
«Целыми днями человек шагает среди деревьев и камней.
Немногое задерживает его взгляд - лишь то, в чем он усматривает знак чего-нибудь другого: след на песке означает, что прошел здесь тигр, стоячая вода - что там бьет ключ,
цветок проскурняка - что скоро кончится зима.
Все остальное немо и взаимозамснимо; камни и деревья представляют собой только то, что представляют».
(Итало Кальвнно. из кн. «Невидимые города» - Города и знаки
пер. с итал. Н. Ставровской)
Д.С. Лихачев в книге «Поэз1ш садов» пишет: «Садовое искусство не обладает большим выбором форм. Мотивы... в большинстве случаев повторяются и, если исчезают, то только на время, чтобы потом вновь появиться. Меняется же эстетическое значение отдельных форм и мотивов в соответствии с "эстетическим климатом"9 эпохи. Здесь следует учитывать и эмблематическое содержание отдельных элементов..., и их "психологическое содержание"» [48]. Эта мысль охватывает не только садово-парковое зодчество, но и взаимоотношения человека с природой вообще. Структура и ритмы природных элементов неизменяемы, т.е. существуют по общеизвестным законам смены жизненных циклов. Стремление человека эстетически осмыслить природный материал и тем самым обустроить собственное жизненное пространство наблюдается постоянно.
Человек при контакте с природным объектом оценивает его пргалека-телыюсть через личный опыт. Согласно мнению Новалиса10, воспринимая природу, человек дает ей субъективную оценку, находит в ней отклик на свои душевные состояния и через это восприятие постоянно идентифицирует себя. Можно утверждать, что прообразовать природы человеком - перманентный процесс, вызванный постоянным стремлением к самоопределению,
9 По Лихачеву: «"Эстетический климат" эпохи состоит в эстетических идеях, излагаемых философами, в эстетическом мировиденин, сказывающемся в других искусствах и больше всего в поэзии».
10 Новалис (псевд.; наст, имя Георг Филипп Фридрих фон Харденберг - 1772-1801 гг.) - немецкий поэт и философ, представитель раннего романтизма в Германии.
19
В данной работе рассмотрено четыре природных элемента, участвующих в формировании как природной среды:
1) рельеф; 2) вода; 3) растительность; 4) небо, солнце, небесные явления.
История взаимодействия человека и природы пронизана в той или иной мере символизмом. Символизм является инструментом, фиксирующим природные ценности, и носит двойственный характер. С одной стороны посредством образов и символов человек преобразовывает окружающую его среду, с другой - воспитывается и самосовершенствуется, познавая себя в общении с природой. Структура природных ценностей такова, что в ней существуют ценности субъективные и объективные или внешние (инструментальные) и внутренние (самоценности). Первые формулируются целями и потребностями человека, вторые являются ценностями не зависящего от человека факта существования природы. Внешние ценности делятся на материальные (экономические - к ним относятся хозяйственная, рекреационная) и нематериальные (историко-культурная, религиозная, духовная, эстетическая, этическая, наследия, символическая, научная, музейная, воспитательная и др.) [9]. Вторая группа ценностей наиболее важна для устойчивого симбиоза человека и природы. Они являются инструменгами выявления и познания природной самоценности и могут посредством соответствующих им мотиваций11 определять условия этого симбиоза. Из второй группы стоит выделить эстетическую и символическую ценности. Определенные аспекты природы, по-видимому, являются ключевыми элементами эстетической реакции: вид, перспектива, цвет, свет, контраст, фактура, движение и другие. Эстетический элемент кажется ассоциированным с чувствами гармонии, порядка и почти что стремления к идеалу. Это происходит из-за первенства природы по отношению искусственной среде. Эстетическая ценность исходит из открытия человеком красоты природы отдельно от ее полезности. Согласно Канту самым красивым бывает то, что бесполезно. То есть красивым самим по себе. В Восточной традиции красивым считается то, что «не нарушает законов природы, скажем, вписывается в пейзаж как его равноправная часть,
11 Летом 2000 гада, го зада оно К»*ахэюго этдао-купьт>р1юго из ггра группа (кхлелжтгкй ггпрукешхтгом кг.к К11 Горба провода сшпгтгсскш опрос в различных репюнах Украины Бьш огрошенэ 1221 человек Среди 12 предложенных мошваиий первое место заняла хозяйственная мотивация скраны датой природы (20,2%), второе место - энплопгюа-ая мотивация (19%), третье -рекреад о от шп гад я (15%) четвертое - мотишд я, соглаа о шторой гр роду следует охра! ять гопряинеее самоценнэсп; не-завиа мэ от т-тьзы для человека (9,8%), пятое мало занято эспличзэсая, шалое - морашт, ешьлее - научная, воалсе - рслипш-тт, даятго - тстор» г 1£като десятго - гросалтпвл1£к2я, од м вдтотое - гатр« топмеская, дявдщтос - вхгв пателиая келтда д
- Київ+380960830922