ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ГЕНЕРАТИВНЫХ (ЛОГИЧЕСКИХ) ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
1.1. Современное состояние области исследования структуры
архитектурного пространства 14
1.2. Ссмиосфсра как среда протекания знаковых процессов 17
1.3. Семантика, синтаксис и прагматика 22
1.4. Язык и текст 23
1.5. Семиозис в архитектурном пространстве 24
1.6. Виртуальность и реальность 29
1.7. Понятие интерфейса 33
1.8. Элементы языков архитектуры 35
Выводы по главе 1 41
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ГЕНЕЗИСА АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОСТИ
2.1. Архиписьмо (архитектурное пространство и письменность) 43
2.2. Анализ взаимосвязей развития структур письменности и архитектуры 48
2.3. Метафора и икона: принципы письменности и
генезис архитектурного пространства 53
2.4. Архитектурное пространство как текст 62
2.5. Мегатекст и гипертекст 74
2.6. Городские актеры в гипертекстуальном пространстве 77
Выводы по главе 2 83
ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА: АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ЯЗЫКОВ
3.1. Появление модернизма и конструктивизма 85
3.2. Модернизм и конструктивизм. Трансформации языков 87
3.3. Метаязык конструтивизма 92
3.4. От конструктивизма к деконструктивизму . 95
2
3.5. Деконструктивизм 99
3.6. Интеллектуальная архитектура: архитектурные
концепции эпохи микроинформатики 113
Выводы по главе 3 132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134
СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ 139
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФОТОИЛЛЮСТРАЦИЙ 145
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 146
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Анализ архитектурных концепций
1.1. Нелинейная логика пространства (П.Эйзенменн)
1.2. Риторика и эстетика архитектурного образа (К.-Н.Леду) 157
Приложение 2. Теоретический курс «Семиотические основы формирования архитектурного пространства.
Виртуальность и реальность в архитектурной концепции
(Психология творчества)» 173
Приложение 3. Использование семиотического подхода в конкурсном архитектурном проектировании.
Проекты, созданные в Лаборатории архитектурно-художественной семиотики УралГАХА в 2000-2001 г.г. 175
3
влияние (переход структур из одного поля в другое). Границы «полей» содержат мехнизмы перевода внекультурного хаоса в текстовую упорядоченность культуры
Архитектурное поле М
Области семиосферы культуры Процессы, происходящие в областях семиосферы Знаковые структуры, существующие в областях семиосферы
1 - Общее семантическое поле культуры (граница культурного-внекультурного) Формирование виртуальных структур Виртуальные структуры, Концепты (идеи)
2- Архитектурное поле знаний и понятий об архитектуре (граница культурного-архитектурного) Создание архитектурных концепций (виртуальные структуры становятся концепциями) Концепции (К)
3- Внутреннее поле архитектурных концепций Создание архитектурных моделей(концепции становятся моделями) Модели (М)
Рис.1. Модель семиосферы. Составил Пучков М. (на основе теории Ю.М.Лотмана). Из внекультурного хаоса через границы общего семантического поля культуры транслируется первичная информация, из которой создаются виртуальные структуры (концепты). Концепты, в свою очередь, транслируются во впутрипрофессиональное «архитектурное поле», где они служат основой для создания архитектурных концепций и моделей.
18
1.2.2. Модель и строение семиосферы
Предыдущая модель описывает взаимодействие областей семиосферы. Каждая область имеет неоднородное строение: в ней выделяются ядро, периферия и граница.
Ядро является средоточием знаковых процессов и содержит структурные правила написания любых культурных текстов (мстатекстов). Границы служат фильтром, переводящим внешнесистемный хаос в структурированный внутрисистемный текст, а периферия динамической системы накапливает структуры, которые на следующем этапе развития могут занять место ядра. В структуре семиосферы на каждом этапе можно выделить метаязык описания, концентрирующий правила создания других языков и текстов (рис.2).
Семиосфера
Не-тексты (знаковые структуры, не имеющие упорядоченности)
- влияние: переход структур из ядра семиосферы в периферию (создание языков и
текстов на основе метаязыка), и наоборот (появление новых метаязыков в ядре семиосферы - созданных на основе трансформаций языка, происходящих на периферии).
Система метаязыка описывает саму реальность происходящих знаковых процессов, обозначая общий характер их протекания. Коммуникация и обмен информацией в структуре семиосферы характеризуются диалогичностью, наличием как минимум двух взаимодействующих в коммуникативном акте: автора и адресата (которые могут быть как объектами, так и субъектами), либо двух языков, между которыми осуществляется перевод высказывания. Основа жизнедеятельности семиосферы - диалог или «поиск чужого» (М.М.Бахтин [15]). Любой текст существует в контексте культуры, в чем проявляется интертекстуальность (по М.Бахтину) культурного мира - любой новый текст связан со всей предыдущей совокупностью культурных произведений. В
Рис. 2. Структура семиосферы.
19
- Київ+380960830922